Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова"

Версия для слабовидящих

Погода в Петрозаводске -5°C
Прогноз погоды представлен сайтом Gismeteo.ru

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ
ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ
 
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 180407 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»  основного вида профессиональной деятельности (ВПД) «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.  Знать нормативно-правовые документы по эксплуатации судна, права и обязанности.
2. Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления.
3.  Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового энергетического оборудования.
 
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной подготовке работников в области эксплуатации судовых энергетических установок, при освоении рабочей профессии в рамках специальности 180407 «Эксплуатация судовых энергетических установок и средств автоматики» при наличии среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
- управлять рулем и выполнять команды, подаваемые на руль, удерживать судно на заданном курсе и изменять его по командам вахтенного помощника капитана или капитана;
- переходить с автоматического управления рулем на ручное и обратно, а также переходить на аварийное управление рулем;
- определять направление на звуковой сигнал, огонь или другой объект в градусах или четвертях и сообщать об этом лицу командного состава несущему вахту;
- использовать внутрисудовую связь и системы аварийно-предупредительной сигнализации;
- выполнять основные процедуры по охране окружающей среды;
- предпринимать меры предосторожности для предотвращения эксплуатационного или аварийного загрязнения моря;
- нести ходовые вахты на мостике судна и стояночные вахты у трапа;
- пользоваться магнитным и гироскопическим компасами, брать пеленг, определять по приборам скорость и направление истинного ветра, температуру воздуха и воды;
- определять осадку судна по маркировке на штевнях, измерять уровень воды в цистернах, уровень груза;
- вести визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой, осуществлять связь с помощью флажной и световой сигнализации, использовать пиротехнические средства;
- выполнять малярные, такелажные и парусные работы;
- выпускать и выбирать забортный лаг и снимать его отсчеты, измерять глубину моря ручным лотом;
- использовать по назначению судовое аварийно-спасательное и противопожарное оборудование, имущество и инвентарь;
- пользоваться судовыми спасательными средствами;
- выполнять якорно-швартовные работы;
- выполнять работы, связанные с судовыми грузовыми операциями;
- выполнять плотницкие и простейшие столярные работы, в том числе на судовых деревообрабатывающих станках;
- выполнять обязанности матроса пожарной части службы эксплуатации экипажа судна;
- применения средств и способов борьбы за живучесть судна, оказания первой медицинской помощи;
- держаться на воде, плавать и оказывать помощь утопающему;
- адекватно понимать команды на английском языке;
- обеспечивать безопасность судна при несении машинной вахты в различных условиях обстановки;
- производить техническое обслуживание судовых механизмов;
- эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления;
- эксплуатировать насосы и их системы управления;
- использовать ручные инструменты, измерительное оборудование, токарные, сверлильные и фрезерные станки для изготовления деталей и ремонта, выполняемого на судне;
-использовать ручные инструменты и измерительное оборудование для разборки, технического обслуживания, ремонта и сборки судовой энергетической установки и другого судового оборудования;
- производить разборку, осмотр, ремонт и сборку судовой силовой установки и другого судового оборудования;
- соблюдать меры безопасности при проведении ремонтных работ на судне;
- читать и понимать значения показаний приборов;
- вести наблюдение за эксплуатацией механического оборудования и систем в процессе несения машинной вахты;
- нести безопасную машинную вахту, выполнять обязанности по вахте в машинном отделении, понимать команды и уметь быть понятым по вопросам, относящимся к обязанностям  по несению вахты, содействовать несению безопасной машинной вахты,  наблюдению  и управлению несением машинной вахты (таблица А-III/1, А -III/4, А-III/5);
- понимать команды и общаться с лицом командного состава, несущим вахту, по вопросам, относящимся к выполнению обязанностей по несению вахты (таблица А-III/5);
- надлежаще использовать ручные интструменты, станки и измерительные инструменты для изготовления деталей и ремонта на судне (таблица А-III/1);
- использовать спасательные средства, аварийное оборудование и действовать в аварийной ситуации (таблица А-III/1, А-III/4, A-II/4);
- содействовать проведению опраций по заправке топлива и перекачке топлива, осушению и балластировке (таблица А-III/5);
- правильно измерять уровни в танках и сообщать о них при содействии операциям по осушению и балластировке (таблица А-III/5);
- безопасно эксплуатировать оборудование, включая: клапаны и насосы, тали и подъемное оборудование, крышки люков, водонепроницаемые двери, порты и связанное с ними оборудование (таблица А-III/5, A-II/5);
- способность использовать и понимать основные сигналы при работе кранов, лебедок и подъемников (таблица А-III/5, A-II/5);
- понимать руководства производителя оборудования по безопасности и судовые инструкции (таблица А-III/5).
 
знать:
- нормативно-правовые документы по эксплуатации судна;
- обязанности по судовым тревогам;
- основные обязанности и права лиц судового экипажа согласно Уставу службы на судах морского флота;
- основные положения Устава о дисциплине работников морского транспорта;
- команды, подаваемые на руль и способы управления рулем;
- способы визуального и слухового наблюдения за окружающей обстановкой;
- содержание основных процедур по охране окружающей среды;
- назначение пиротехнических сигналов бедствия, спутниковых АРБ и транспондеров используемых при поиске и спасении;
- морские термины и команды на английском языке при маневрировании судна и судовых работах;
- обязанности по борьбе за живучесть судна;
- расположение на судне аварийно-спасательного и противопожарного имущества и инвентаря;
- обязанности матроса пожарной части службы эксплуатации экипажа судна;
- обязанности вахтенного матроса, вахтенного матроса-рулевого, вахтенного матро­са-наблюдателя, вахтенного матроса у трапа;
- правила техники безопасности при палубных работах;
- назначение грузового и швартовного устройств судна и правила их эксплуатации;
- конструктивное устройство судна, назначение и расположение помещений, водоне­проницаемых переборок, систему судового набора, конструкцию палуб и переборок, наружной обшивки, дельных вещей, маркировку на дверях, люках горловинах и трубопроводах судовых систем;
- главные размерения судна, грузовые характеристики судна, мореходные качества, назначение грузовой марки;
- расположение по судну балластных танков, танков пресной воды, их мерительных и воздушных труб, мерительных труб грузовых помещений;
- расположение включателей-выключателей якорных огней, палубного освещения, судовых гудков, сигналов тревог;
- расположение бросательных концов, швартовных вьюшек, буксирных и запасных канатов, кранцев, приборочного инвентаря;
- маркировки лотлиня и смычек якорной цепи;
- значение плавучих знаков ограждения, сигналы о движении судов на рейдах и в га­ванях, сигналы о штормовых предупреждениях;
- назначение навигационных приборов и мореходных инструментов, морских карт и пособий для плавания;
- влияние гидрометеорологических факторов погоды и климата на безопасность мореплавания;
- вид и назначение огней и знаков судов, используемые на них световые и звуковые сигналы согласно "Международным правилам предупреждения столкновения судов на море 1972 г." (МППСС-72);
- средства оказания первой помощи пострадавшим на судне;
- порядок размещения экипажа судна, распорядок его жизни и судовые правила;
- обязанности моториста по эксплуатации и обслуживанию судовой энергетической установки;
- нормативные эксплуатационно-технические показатели работы судовой энергетической установки, оборудования и систем;
- основные принципы несения безопасной машинной вахты;
- меры безопасности при проведении ремонта судового оборудования;
- основные принципы несения машинной вахты, включая: обязанности, связанные с принятием вахты; обычные обязанности, выполняемые во время несения вахты; ведение машинного журнала и значение снимаемых показаний приборов; обязанности, связанные с передачей вахты  (Таблица-III/1);
- процедуры безопасности и порядок действий при авариях; переход с дистанционного/автоматического на местное управление всеми системами  (Таблица-III/1);
- меры предосторожности, соблюдаемые во время несения вахты, и неотложные действия в случае пожара или аварии, особенно затрагивающих топливные и масляные системы  (Таблица-III/1);
- использование спасательных средств: оставление судна и обращение со спасательными шлюпками и плотами и дежурными шлюпками, их спусковыми устройствами и приспособлениями, а также с их оборудованием, включая радиооборудование спасательных средств, спутниковые АРБ, поисково-спасательные транспондеры, гидрокостюмы и теплозащитные средства; способы выживания в море (таблица A-III/6);
- процедуры по безопасному обращению, размещению и применению запасов (таблица А-III/7);
- методы спользования ручных инструментов, электрического и электронного измерительного оборудования для обнаружения неиправностей, операций по техническому обслуживанию и ремонту (таблица А-III/7);
- обязанности, связанные с принятием вахты, обычные обязанности, выполняемые во время
несения вахты, ведение машинного журнала и значение снимаемых показаний приборов, обязанности, связанные с передачей вахты (Таблица-III/1);
- процедуры безопасности и порядок действий при авариях; переход с дистанционного/
автоматического на местное управление всеми системами (Таблица-III/1);
- меры предосторожности, соблюдаемые во время несения вахты, и неотложные действия в случае пожара или аварии, особенно затрагивающих топливные и масляные системы (Таблица-III/1);
- процедуры по безопасному обращению, размещению и применению запасов (таблица А-III/5);
- характеристики и ограничения материалов, испозьзуемых в конструкции при постройке и ремонте судов и оборудования; характеристики и ограничения процессов, используемых для изготовления и ремонта; свойства и параметры, учитываемые при изготовлении и ремонте систем и компонентов;  методы выполнения безопасных аварийных/временных ремонтов; 
меры безопасности, которые необходимо предпринимаемать для обеспечения безопасной рабочей среды и для использования ручных инструментов, станков и измерительных  инструментов; использование различных изоляционных материалов и упаковки (Таблица-III/1);
- терминологию, применяемую в машинном отделении и названия механизмов оборудования; порядок несения вахты в машинном отделении; технику безопасности, связанную с работой в машинном отделении; основные процедуры по охране окружающей среды; использовать соответствующие системы внутрисудовой связи; системы аварийной сигнализации в машинном отделении и умение различать сигналы, особенно при подаче сигнала о включении газовой системы пожаротушения (Таблица-III/4);
- процедуры ухода с вахты, несения и передачи вахты (Таблица-III/5);
- обязанности при аварии, пути эвакуации из машинных помещений, расположение
противопожарного оборудования в машинных помещениях  (Таблица-III/4);
- функции и работу главной двигательной установки и вспомогательных механизмов, процедуры контроля за давлением, температурами и уровнями главной двигательной установки и вспомогательных механизмов (Таблица-III/5);
- функции и работу топливных систем и операций по перекачке топлива, включая: подготовку к операциям по заправке топливом и его перекачке, процедуры по подсоединению и разъединению приемных и передающих топливных шлангов, процедуры, относящиеся к происшествиям, которые могут возникнуть в ходе операций по заправке топливом или перекачке, меры защиты во время операций по заправке топливом или перекачке (таблица А-III/5);
- безопасное функционирование, эксплуатацию и техническое обслуживание осушительной и балластной систем, включая сообщение об инцидентах, связанных с операциями по перекачке (таблица А-III/5);
- способы безопасного удаления отходов, обычные процедуры технического обслуживания и ремонта, методы подготовки поверхностей (таблица А-III/5);
- применение, техническое обслуживание и использование ручного, механического инструмента и измерительного инструмента (таблица А-III/5);
-обработку металлов (таблица А-III/5);
- процедуры по безопасному обращению, размещению и применению запасов (таблица А-III/5);
- меры предосторожности и содействие предотвращению загрязнения морской среды (Таблица А-III/1, А-III/4, А-III/5).
 
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 792 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 252 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 168 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 84 часа;
максимальной нагрузки обучающегося во время практической подготовки – 540 часов, включая:
учебной практики – 180 часов;
производственной практики – 180 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 180 часов.
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Коды профес-сиональ-ных компетен-ций Наименование разделов профессионального модуля Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика 
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учебная, часов Производственная (по профилю специальности), часов
Всего, часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов в т.ч., курсовая работа (проект), часов Всего, часов в т.ч., курсовая работа (проект), часов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 4.1  Раздел 1. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: Матрос. 111 74 20   37      

ПК 4.2,

 ПК 4.3

Раздел 2.  Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: Моторист. 141 94 50   47      
ПК 4.1 - ПК 4.3 Практика (концентрированная) 540       180   180 180
  Всего: 792 168 70 0 264 0 180 180

* таблица в полном размере доступна в версии для печати  

Наверх