Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова"

Версия для слабовидящих

Погода в Петрозаводске 1°C
Прогноз погоды представлен сайтом Gismeteo.ru

ПМ.01 Управление и эксплуатация судна

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
УПРАВЛЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДНА
 
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее − рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 180403 «Судовождение», входящей в состав укрупненной группы специальностей 180000 Морская техника, базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): 
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области Судовождения и безопасности судоходства, при наличии среднего (полного) общего образования; при освоении профессий рабочих, должностей служащих в соответствии с приложением к ФГОС СПО по специальности 180403 «Судовождение». Опыт работы не требуется.
1.2 Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
–    аналитического и графического счисления;
–   определения места судна визуальными и астрономическими способами, с использованием
 радионавигационных приборов и систем;
–   предварительной проработки и планирования рейса судна и перехода с учетом
гидрометеорологических условий плавания, руководств для плавания и навигационных пособий;
–   использования и анализа информации о местоположении судна;
–    навигационной эксплуатации и технического обслуживания радиоэлектронных и
технических систем судовождения и связи, решения навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов;
–   определения поправки компаса;
–   постановки судна на якорь и с якоря и швартовных бочек;
–   проведения грузовых операций, пересадки людей, швартовных операций, буксировки судов и плавучих объектов, снятия судна с мели;
–    управления судном, в том числе при выполнении аварийно - спасательных операций;
– выполнения палубных работ;
–  выполнения первичных действий после столкновения или посадки на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести в соответствии с принятой практикой;
–    навигационная эксплуатация и техническое обслуживание радиоэлектронных и технических
 систем судовождения и связи, решение навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов.
 
уметь:
–     определять координаты пунктов прихода, разность широт и разность долгот, дальность
видимости ориентиров;
–      решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов;
–      свободно читать навигационные карты;
–      вести графическое счисление пути судна на карте с учетом поправки лага и циркуляции, дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения, вести простое и составное аналитическое счисление пути судна;
–      вести прокладку пути судна на карте с определением места визуальными способами и с помощью радиотехнических средств;
–      определять местоположение судна с помощью спутниковых навигационных систем;
–      ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в
 узкостях;
–      производить предварительную прокладку по маршруту перехода;
–      производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
–      рассчитывать элементы прилива с помощью таблиц приливов, составлять график прилива и решать связанные с ним штурманские задачи;
–      рассчитывать среднюю квадратическую погрешность (СКП) счислимого и обсервованного места, строить на карте площадь вероятного места нахождения судна;
–      определять гидрометеорологические элементы в результате наблюдений;
–      составлять радиотелеграммы для передачи гидрометеоданных в центры сбора;
–      составлять краткосрочные прогнозы в результате анализа параметра наблюдений и их
изменения; использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
–      применять правила несения ходовой и стояночной вахты, осуществлять контроль за
выполнением установленных требований, норм и правил, поддержания судна в мореходном состоянии;
–  управлять рулем и выполнять команды, подаваемые на руль, включая команды, подаваемые на английском языке, вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение (таблица А-II/4);
- понимать команды и общаться с лицом командного состава, несущим вахту, по вопросам, связанным с выполнением обязанностей по несению вахты (таблица А-II/4, А-II/5);
- содействовать при швартовке, постановке на якорь и других швартовных операциях, безопасной эксплуатации палубного оборудования и механизмов, грузоподъемных механизмов и оборудования (таблица  А-II/5);
–      владеть международным стандартным языком в объеме, необходимом для выполнения своих функциональных обязанностей;
–      передавать и принимать информацию, в том числе с использованием визуальных
сигналов;
–      выполнять маневры, в том числе при спасании человека за бортом, постановке на якорь и
швартовке;
–      эксплуатировать системы дистанционного управления судовой двигательной установки,
 рулевых и энергетических систем;
–      управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, при
 разделении движения, в зонах действия систем разделения движения, с учетом влияния ветра и течения;
–      выполнять процедуры постановки на якорь и швартовные бочки, швартовки судна к
причалу, к судну на якоре или на ходу;
–      управлять радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи в
 зависимости от складывающейся навигационной и гидрометеорологической обстановки в соответствии с правилами эксплуатации, интерпретировать и обрабатывать информацию, отображаемую этими системами, контролировать исправность и точность систем, самостоятельно осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры по ее техническому описанию;
–     пользоваться радиолокатором и расшифровывать и анализировать полученную информацию (Таблица А-II/1);
- использовать небесные тела для определения местоположения судна (Таблица А-II/1); 
- определять местоположение судна с помощью: береговых ориентиров; средств навигационного ограждения, включая маяки, знаки, буи; счисления с учетом ветра, приливов, течений и предполагаемой скорости; определять местоположение судна с использованием радионавигационных средств (таблица А-II/1);
- пользоваться навигационными картами и пособиями, такими как лоции, таблицы приливов, извещения мореплавателям, навигационные предупреждения, передаваемые по радио, и информация о путях движения судов (таблица А-II/1);
- работать с эхолотами приборами и правильно использовать получаемую от них информацию; определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием средств мореходной астрономии и наземных ориентиров, и учитывать такие поправки (таблица А-II/1);
- использовать и расшифровывать информацию, получаемую от судовых метеорологических приборов, использовать имеющуюся метеорологическую информацию (таблица А-II/1);
- эксплуатировать ЭКНИС, толкованию и анализу получаемой информации (таблица А-II/1);
- использовать Международный свод сигналов (таблица А-II/1);
–      использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и
 истинного движений, параллельную индексацию;
–      эффективно и безопасно эксплуатировать оборудование глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) для приема и передачи различной информации, обеспечивающей безопасность плавания и коммерческую деятельность судна в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех;
–      действовать при передаче или получении сигнала бедствия, срочности или
 безопасности;
–      выполнять требования по безопасной перевозке опасных грузов;
–      использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для ведения
судовой документации.
 
знать:
–      основные понятия и определения навигации;
–      назначение, классификацию и компоновку навигационных карт;
–      электронные навигационные карты;
–      судовую коллекцию карт и пособий, их корректуру и учет;
–      определение направлений и расстояний на картах;
–      выполнение предварительной прокладки пути судна на картах;
–      условные знаки на навигационных картах;
–      графическое и аналитическое счисление пути судна и оценку его точности;
–      методы и способы определения места судна визуальными способами с оценкой их
точности;
–      мероприятия по обеспечению плавания судна в особых условиях, выбор оптимального
маршрута;
–      средства навигационного оборудования и ограждений;
–      навигационные пособия и руководства для плавания;
–      учет приливно-отливных течений в судовождении;
–      руководство для плавания в сложных условиях;
–      организацию штурманской службы на судах;
–      физические процессы, происходящие в атмосфере и мировом океане, устройство
гидрометеорологических приборов, используемых на судах; влияние гидрометеоусловий на плавание судна, порядок передачи сообщений и систем записи гидрометеорологической информации;
–      маневренные характеристики судна;
–      влияние работы движителей и других факторов на управляемость судна;
–      маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим швартовым
 сооружениям; швартовые операции;
–      плавание во льдах, буксировку судов, снятие судна с мели, влияние водоизмещения,
 осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной
путь;
–      технику ведения радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного
 движения; способы расхождения с судами с помощью радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки;
–      физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и
 технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого, судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, приемника автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, аппаратуры автоматизированной швартовки крупнотоннажных судов и систем интегрированного ходового мостика;
–      основы автоматизации управления движением судна, систему управления рулевым
 приводом, эксплуатационные процедуры перехода с ручного на автоматическое управление и обратно;
–      способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
–      правила контроля за судами в портах;
–      роль человеческого фактора;
–      ответственность за аварии;
–  меры предотвращения пожаров и борьбы с пожарами на судах, способы использования спасательных средств, аварийного оборудования, процедуры и действия в аварийной ситуации, способы эксплуатации шлюпок и плотов и дежурных шлюпок (Таблица А-II/1, Таблица А-II/4, Таблица А-II/5).
–  содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972г. с поправками, принципы несения ходовой навигационной вахты, использование установленных путей движения судов в соответствии с общими положениями об установлении путей движения судов, использование информации, получаемой от  навигационного оборудования, для несений безопасной ходовой навигационной вахты, технику судовоэжения при отсутствии видимости, использование системы передачи сообщений согласно Общим принципам систем судовых сообщений и процедурам СДС  (таблица А-II/1);
–  принципы управления личным составом на мостике, включая: распределение личного состава, возложение обязанностей и установление очередности использования ресурсов,
эффективную связь, уверенность и руководство, достижение и поддержание информированности о ситуации, учет опыта работы в составе команды (таблица А-II/1);
–  принципы радиолокации и средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП), Основные типы САРП, их характеристики отображения, эксплуатационные требования и опасность чрезмерного доверия САРП (таблица А-II/1);
–  влияния водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь, влияние ветра и течения на управление судном, маневров и процедур при спасании человека за бортом, влияния эффекта проседания, влияния мелководья и т.п., надлежащих процедур постановки на якорь и швартовки (таблица А-II/1);
–  швартовные системы и связанные с ними процедуры (таблица А-II/5);
–  термины и определения, употребляемые на судне, использование соответствующих систем внутрисудовой связи и аварийной сигнализации, процедуры ухода с вахты, несения и передачи вахты, информация, требуемую для несения безопасной вахты, основные действия, связанные с защитой окружающей среды (таблица А-II/4, А-II/5);
- системы управления рулем, эксплуатационных процедур и перехода с ручного управления на автоматическое и обратно, настройки органов управления для работы в оптимальном режиме (таблица А-II/1);
- способы передавать и принимать световые сигналы бедствия СОС с помощью азбуки Морзе, указанные в Приложении IV к Международным правилам предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками и добавлении 1 к Международному своду сигналов, а также визуальные однобуквенные сигналы, также указанные в Международном своде сигналов (таблица А-II/1);
–  действия в аварийной ситуации, включая меры предосторожности для защиты и безопасности пассажиров в аварийных ситуациях, первоначальные действия после столкновения или посадки на мель; первоначальная оценка повреждений и борьба за живучесть (таблица А-II/4);
–  ответственность при наблюдении, включая сообщения о приблизительном направлении на звуковой сигнал, огонь или другой объект в градусах или четвертях (таблица А-II/4)
–  знать характеристики различных систем погоды, порядка передачи сообщений и систем записи (таблица А-II/1)
–  возможности и ограничения работы ЭКНИС, включая: глубокое понимание данных электронной навигационной карты (ЭНК), точности данных, правил представления, вариантов отображения и других форматов карт, опасности чрезмерного доверия, знание функций ЭКНИС, необходимых согласно действующим эксплуатационным требованиям (таблица А-II/1).
 
1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 2592 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 1206 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 804 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 402 часа;
максимальной нагрузки обучающегося во время практической подготовки – 1386 часов, включая:
учебной практики – 208 часов;
производственной практики – 716 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 462 часа.

 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
 
Коды профессио-нальных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учебная, часов Производст-венная (по профилю специальнос-ти), часов
Всего, часов в т.ч. Лаборатор- ные работы и практиче-ские занятия, часов в т.ч. курсовая работа (проект), часов Всего, часов в т.ч. курсовая работа (проект), часов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 

МДК.01.01 Навигация, навигационная гидрометеорология и лоция.           

450 300 134 30 150 20 0 0
ПК 1.1. Раздел 1. Навигация, навигационная гидрометеорология. и лоция. 345 230 104 30 115 20    
ПК 1.1. Раздел 2. Мореходная астрономия.   105 70 30   35      
  МДК.01.02 Управление судном и технические средства судовождения.  756 504 184 0 252 0 0 0
ПК 1.2. Раздел 3. Управление судном и безопасность плавания. 285 190 70   95      
ПК 1.3. Раздел 4. Технические средства судовождения. 246 164 64   82      
ПК 1.1.,
ПК 1.2.
Раздел 5. Лоция внутренних водных путей и судовождение на внутренних водных путях. 150 100 30   50      
ПК 1.3. Раздел 6. Информационные технологии в профессиональной деятельности. 75 50 20   25      
  Практика (концентрированная).  1386       462   208 716
  Всего: 2592 804 318 30 864 20 208 716

* таблица в полном размере доступна в версии для печати 

Наверх