Беломорско-Онежский филиал
ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота
имени адмирала С. О. Макарова"

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.08 Физика

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.08 Физика является частью основной профессиональной образовательной программы СПО и составлена в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21.07. 2015г.), а также в соответствии с ФГОС ООО и ФГОС СПО по специальностям:

26.02.03 Судовождение;

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок;

26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации общего среднего образования по иностранным языкам на старшей ступени

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:

учебная дисциплина Физика относится к циклу общеобразовательных дисциплин

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знанияпо физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительногоотношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучногосодержания; готовности к морально-этической оценке использования научныхдостижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

 

В результате изучения учебной дисциплины Физика обучающийся должен знать/понимать:

  • роль и место физики в современной научной картине мира, в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач
  • основополагающие физические понятия, законы и теории, физическую терминологию и символику
  • основные методы научного познания: наблюдение, описание, измерение, эксперимент
  • правила техники безопасности при работе с приборами и электрооборудованием
  • алгоритм решения физических задач

уметь:

  • пользоваться физической терминологией, символикой и   решать простейшие задачи с применением основных формул по каждой теме
  • пользоваться справочными таблицами  для нахождения различных коэффициентов и физических констант;

 

Раздел 1.  Механика.

уметь:

  •   различать виды механического движения, изображать их графически и рассчитывать скорости при них;
  •    различать силы в природе; объяснять причину невесомости;
  •    различать виды механической энергии;
  •    различать виды колебаний, поперечные и продольные механические волны;
  •    приводить примеры проявления законов Ньютона, законов сохранения энергии и импульса;

Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика.

уметь:

  • объяснять причину давления газа; переводить значения температур из шкалы Цельсия в шкалу Кельвина и обратно; определять относительную молекулярную массу и молярную массу вещества с помощью таблицы Менделеева;
  • строить графики изопроцессов в различных координатах;
  •  объяснять свойства вещества в данном агрегатном состоянии на основе характера движения и взаимодействия молекул; объяснять причину смачивания и капиллярности;
  • определять относительную влажность воздуха с помощью психрометра;
  •  различать фазовые переходы и формулы для расчета количества теплоты при них;
  • решать задачи на применение уравнения Менделеева-Клайперона для газа, на определение высоты поднятия жидкости в капиллярах.;
  • объяснять принцип действия тепловых двигателей и рассчитывать его КПД;

Раздел 3. Электродинамика.

уметь:

  • объяснять причину электризации тел; изображать графически электрические и магнитные поля;
  • применять законы Ома, правила последовательного и параллельного соединения потребителей для расчетов простейших электрических схем;
  • объяснять природу электрического тока в металлах и полупроводниках;
  • собирать простейшие электрические цепи по заданным схемам; определять цену деления электроизмерительных приборов;
  • применять правило буравчика, правила левой и правой руки; объяснять явление электромагнитной индукции;
  • применять законы отражения и преломления света при построении хода лучей в оптических приборах;
  • объяснять явление дисперсии света;
  • определять длину световой волны с помощью дифракционной решетки;

Раздел 4. Строение атома и квантовая физика.

уметь:

  • Объяснять, как характеристики фотона влияют на свойства излучения, объяснять явление фотоэффекта и другие квантовые свойства излучения;
  • пользоваться таблицей Менделеева для определения состава атома и атомного ядра;
  • применять правила смещения при радиоактивном распаде атомов;

 

Раздел 5. Эволюция Вселенной.

уметь:

  • объяснять происхождение ядер тяжелых элементов; объяснять действие законов гравитации в формировании Солнечной системы.

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

Личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
  • умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развитияв выбранной профессиональной деятельности;
  • умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

Метапредметных:

  • использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения,описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинноследственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов,явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
  • умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

Предметных:

  • сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональнойграмотности человека для решения практических задач;
  • владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
  • владение основными методами научного познания, используемыми в физике:наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
  • умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  • сформированность умения решать физические задачи;
  • сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
  • сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

 

1.4. Общее количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с учебным планом:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 182 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 121 час;

самостоятельной работы обучающегося 61 час.

Наверх