Беломорско-Онежский филиал
ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота
имени адмирала С. О. Макарова"

Учебно-транспортное судно «Павел Яблочков». Как это было.

26 июля 2019 г.
В самом конце учебного года в одной из комнат курсантского экипажа среди прочих изделий и учебных пособий курсанты отыскали макет учебно-транспортного судна смешанного река-моря плавания «Павел Яблочков». Дело в том, что некогда в Петрозаводском речном училище существовал судомодельный кружок. Случайная находка этого легендарного судна способствовала инициативе курсантов 1 курса возродить судомоделирование в Филиале. И первым экспонатом для реконструкции стал «Павел Яблочков». Курсант 313 группы судоводителей взялся за восстановление модели. Первые ремонтные работы он уже осуществил до каникулярного отпуска. Очистил палубу и рубку от пыли, покрасил трюмные крышки, борта. Следующим этапом станет восстановление такелажа, винтов, мачт и лееров.
Легендарным это судно в Филиале считают потому, что в 80-е годы прошлого столетия на нём проходили учебную и производственную практику курсанты - судоводители и судовые механики. Спущенное на воду в 1980 году, это судно с дедвейтом в 1987 тонн по своим характеристикам имело две рубки: одну ходовую, а вторую учебную, из которой при необходимости можно было полноценно управлять судном. На борту имелись учебные аудитории для занятий как общеобразовательными дисциплинами, так и профессиональными. В состав экипажа входили 26 штатных сотрудников и 52 обучающихся и до 6 преподавателей. Таким образом, «Павел Яблочков» и еще два однотипных судна, принадлежавших Беломорско-Онежскому пароходству, «Александр Попов» и «Иван Кулибин», осуществляли практическую подготовку будущих специалистов флота. Многие преподаватели и выпускники, ходившие на «Павле Яблочкове» в рейсы, с теплотой вспоминают недели и месяцы, проведённые на его борту. Долгое время помощником капитана по учебной и воспитательной работе на борту этого теплохода работал первый командир курса Петрозаводского речного училища Юлий Михайлович Юнак, о чём добрые воспоминания он оставил в своей книге воспоминаний «Что в сердце моём хранится».
На сегодняшний день из всех шести судов данного проекта, построенных финскими судостроителями на верфи города Турку в строю остался один лишь «Павел Яблочков». Сменивший флаг, и став украинским, теперь этот легендарный теплоход носит имя «Капелла». Правда учебных и производственных практик на «Капелле» никто не проходит, но он уверенно бороздит воды Волго-Донского бассейна, Чёрного и Азовского морей.
Теперь в Филиале с нового учебного года развернётся работа судомодельного кружка. По предложению директора Филиала А.О.Сбитнева разработана программа, которая предусматривает восстановление и обновление существующих моделей, а также создание новых, которые займут своё место в музее филиала в разделе, касающемся истории Беломорско-Онежского пароходства, как лидера водной транспортной отрасли в Карелии. Поставлена задача - создать модели судов, составлявших основу парка транспортных средств пароходства за годы его существования с 1940 по 2007 годы.
Наверх