«К 120-летию гибели Степана Осиповича Макарова»

13 апреля 2024 г.

Сегодня, 13 апреля 2024 года, в Беломорско-Онежском филиале «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» прошло торжественно-траурное и информационное мероприятие, посвященное 120-й годовщине гибели Степана Осиповича Макарова.

На мероприятии перед курсантами выступил начальник отдела воспитательной работы Власов Юрий Александрович. В своем кратком выступлении Юрий Александрович остановился на основных этапах жизни и деятельности Степана Осиповича Макарова и его вкладе в различные области Военно-Морского и морского флота России.

Завершилась торжественно-траурное мероприятие минутой молчания, в память о настоящем Герое своего Отечества, и возложением цветов к портрету прославленного адмирала.

После окончания мероприятия, для курсантов 1 и 2 курса был организован просмотр документального фильма, посвященного адмиралу С.О. Макарову.

Степа́н О́сипович Мака́ров родился 8 января 1849, погиб 13 апреля 1904 близ Порт-Артура — русский военно-морской деятель, герой Русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (20.08.1896). Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов. В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку. Погиб во время русско-японской войны.

Степан Осипович Макаров родился в семье морского офицера, окончил морское училище в Николаевске-на-Амуре и Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Во время практики и первых лет службы Макаров служил на корветах «Варяг» и «Аскольд», броненосной лодке «Русалка». Кроме того, он занимался научной работой, публиковал статьи в «Морском сборнике», предлагал практические идеи в области кораблестроения.

К тому моменту, когда во время русско-турецкой войны (1877 – 1878) под его командованием оказался фрегат «Великий князь Константин», Макаров был опытным моряком, совершившим, в числе прочих, и кругосветное плавание. Согласно проекту Макарова, фрегат служил базой для минный катеров, использовавшихся для атак по турецким кораблям. Атаки эти были успешны, и после войны Макаров стал пользоваться большим авторитетом на флоте.

Макаров был одним из пионеров в использовании ледокольных судов, именно он был инициатором строительства первого российского ледокола «Ермак». В 1897 году министр финансов Сергей Юльевич Витте дал добро на постройку ледокола, а Макаров получил необходимое для строительства ледокола финансирование. Это произошло, в том числе, благодаря поддержке ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Он сотрудничал с Макаровым и раньше: Менделеева интересовали данные исследований, которые Макаров проводил в северных плаваниях, а кроме того – освоение Северного морского пути.

«Ермак», в 1898 году построенный на английских верфях, не раз ходил в экспедиции в полярные широты, обеспечивал проводку судов, участвовал в спасательных операциях. Это первый в мире ледокол арктического класса и один из самых значительных проектов Степана Осиповича Макарова.