Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова"

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

   Отделение готовит техников - судомехаников среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

Очная форма обучения:

На базе 9 классов прием осуществляется на бюджетной и внебюджетной основе. Срок обучения 3 года, 10 мес.

На базе 11 классов прием осуществляется на внебюджетной основе. Срок обучения 2 года, 10 мес.

Заочная форма обучения:

На базе 11 классов, НПО, СПО, ВПО прием осуществляется на бюджетной и внебюджетной основе. Срок обучения 3 года, 10 мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Выпускники получают учебный диплом об окончании ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" по программе среднего профессионального образования с квалификацией «техник - судомеханик».

   При наличии одобренного стажа работы на судах (плавательского ценза) и положительного результата прохождения квалификационной аттестации смогут иметь возможность получить квалификационное свидетельство «Вахтенный моторист», а в последствии смогут иметь возможность получить первый диплом (квалификационное свидетельство) на звание «Вахтенный механик» на право занимать  должность вахтенного помощника механика на судах смешанного (река-море) плавания, ходящих под российским флагом и под флагами других государств.

   Также, при наличии одобренного стажа работы на судах (плавательского ценза) и положительного результата прохождения квалификационной аттестации смогут иметь возможность получить квалификационное свидетельство «Моторист речного флота» и «Матрос речного флота», а в последствии смогут иметь возможность получить первый диплом (квалификационное свидетельство) на звание «Третий помощник механика третьей группы судов» на право занимать должность третьего помощника механика на судах смешанного (река-море) плавания, ходящих под российским флагом.

    Образовательной программой предусмотрены учебная (слесарно-механическая и плавательная) и производственная (в т.ч. преддипломная) плавательная практики.

 
   
 

Описание профессии

     Судовой механик - это специалист, обязанностью которого является организация бесперебойной и безопасной работы судовых механизмов, их технического обслуживания и ремонта, а также вахтенной службы экипажа машинного отделения.
     Судовой механик - это специалист судоходства, обязанностью которого является организация бесперебойной, безопасной и нормальной работы всех судовых механизмов и систем. Он несет ответственность за экономное, бесперебойное и безопасное использование, обслуживание и ремонт судового оборудования.
     Его основной работой является периодический контроль основных и вспомогательных судовых машин, механизмов, оборудования и систем, их обслуживание, обеспечение их бесперебойной работы во время вахты, своевременное обнаружение и устранение поломок, плановые и аварийные ремонтные работы. Вахтенный механик точно следует установленным должностным инструкциям и заполняет предусмотренные технические документы. Если ситуация требует, то он немедленно принимает меры по обеспечению безопасности судна, экипажа и пассажиров.

   Рабочей средой судового механика является судно. Рабочее место команды машинного отделения – это в основном машинное отделение. Вахтенный механик работает посменно и в тяжелых условиях (масляная среда, тесное помещение машинного отделения, отсутствие естественного освещения). В быту в распоряжении членов команды судна обычно находятся каюты с санитарными узлами и помещения общего пользования: столовая, рабочие комнаты и комнаты отдыха, кинозал и т.д. Разумеется, все зависит от типа судна и целей его использования.
     Судовому механику приходится часто находиться вдали от дома. Это подходит не всем людям. Продолжительность рабочего времени на судне может быть очень разной. На круизных судах, работающих на коротких маршрутах, работники находятся по две недели на работе и две недели – свободные, на торговых судах рейс порой продолжается полгода подряд. Типичная организация работы на морском судне: сутки разделены между тремя судовыми механиками таким образом, что каждый из них находится на вахте в машинном отделении четыре часа, после этого следует восьмичасовой перерыв.
     Судовые механики должны знать строение и принципы работы всех судовых механизмов, уметь их использовать, обслуживать и ремонтировать. Основные умения и знания судового механика относятся к таким областям как техническая термодинамика, электротехника и электроника, гидравлика, прикладная механика, техническое черчение, технология металлов и учение о материалах. Он должен знать различные металлы и сплавы, а также другие неметаллические материалы конструкций, их свойства и области использования, различные виды топлива и масел. Судовой механик должен уметь пользоваться спасательными средствами и оказывать первую помощь, и в рамках сферы своей ответственности обеспечивать безопасность мореплавания. Он должен знать, как предотвратить возникновение пожара и уметь правильно действовать, если на судне произойдет возгорание.
     Так как на сегодняшний день многие механизмы управляются посредством компьютера, то судовому механику потребуется умение обращаться с компьютером. Кроме того, ему необходимо знание английского языка и умение общаться, чтобы, находясь в международных водах, справиться с передачей и приемом информации. Основными нужными чертами характера будут: способность концентрироваться и переносить физические, психические нагрузки и чувство обособленности, готовность к сотрудничеству и обучению, постоянство и точность.

    

Область профессиональной деятельности: техническая эксплуатация судового главного и вспомогательного энергетического оборудования, судовых систем, корпусных устройств судов, буровых платформ, плавучих дизельных и автономных энергетических установок; техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики судов, буровых платформ, плавучих дизельных и  автономных энергетических установок.

Должен знать:

  • эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового энергетического оборудования, судовой автоматики, судовой энергетики и электрооборудования;
  • обеспечение технической эксплуатации главных энергетических установок  судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними системами управления;
  • осуществление контроля выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна;
  • выполнение технического обслуживания и ремонта судового оборудования;
  • осуществление выбора оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов;
  • осуществление эксплуатации судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды;
  • обеспечение безопасности плавания;
  • организация работы структурного подразделения.

 

Требования к индивидуальным особенностям специалиста:

  • уметь принимать решения в стандартных и в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
  • брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий;
  • иметь развитое техническое мышление, пространственное воображение;
  • обладать физической выносливостью и эмоциональной устойчивостью, внимательностью и аккуратностью, способностью концентрироваться.

 

Медицинские противопоказания:

  • нервные и психические заболевания;
  • отсутствие или значительное ограничение движения обеих верхних конечностей, отсутствие нижней конечности выше голени;
  • гипертоническая болезнь, тяжелые формы хронических заболеваний легких с легочно-сердечной недостаточностью, тяжелые формы хронических заболеваний сердца;
  • глухота, нарушение цветоощущения типа дихромазии, тяжелые формы заболевания зрительного нервного аппарата.

 

Родственные профессии: судостроитель, электромеханик, матрос, слесарь-механик по испытанию установок и аппаратуры, слесарь-механик электромеханических приборов и систем, электромеханик по испытанию и ремонту электрооборудования, механик (судовой), механик по судовым системам, электромеханик (судовой).

Сферы возможного трудоустройства: суда морского и внутреннего водного транспорта, суда рыбопромыслового и технического флотов, суда освоения шельфа и плавучие буровые установки, военные и пограничные корабли и суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; порты и предприятия водного транспорта; компании по закупкам и продажам судового оборудования.

Наверх