Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова"

26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Отделение готовит техников - судомехаников среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Очная форма обучения:

На базе 9 классов прием осуществляется на бюджетной и внебюджетной основе. Срок обучения 3 года, 10 мес.

На базе 11 классов прием осуществляется на внебюджетной основе. Срок обучения 2 года, 10 мес.

Заочная форма обучения:

На базе 11 классов, НПО, СПО, ВПО прием осуществляется на бюджетной и внебюджетной основе. Срок обучения 3 года, 10 мес.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Выпускники получают учебный диплом об окончании ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" по программе среднего профессионального образования с квалификацией «техник - электромеханик».
   При наличии одобренного стажа работы на судах (плавательского ценза) и положительного результата прохождения квалификационной аттестации смогут иметь возможность получить квалификационное свидетельство «Вахтенный моторист», а в последствии смогут иметь возможность получить первый диплом (квалификационное свидетельство) на звание «Судового электромеханика» на право занимать должность судового электромеханика на судах смешанного (река-море) плавания, ходящих под российским флагом и под флагами других государств.
  Также, при наличии одобренного стажа работы на судах (плавательского ценза) и положительного результата прохождения квалификационной аттестации смогут иметь возможность получить квалификационное свидетельство «Моторист речного флота» и «Матрос речного флота», а в последствии смогут иметь возможность получить первый диплом (квалификационное свидетельство) на звание «Третий помощник электромеханика третьей группы судов» на право занимать должность третьего помощника электромеханика на судах смешанного (река-море) плавания, ходящих под российским флагом.
 
   Образовательной программой предусмотрены учебная (слесарно-механическая, электромонтажная и плавательная) и производственная (в т.ч. преддипломная) плавательная практики.
 

 

Описание профессии

      Начало электрификации кораблей русского флота относится к 70-м годам прошлого столетия. В это время на кораблях стали устанавливать электрические генераторы: сначала для питания дуговых прожекторов, затем для питания сетей освещения.
      Огромное значение для развития электротехники имели исследования и изобретения русского ученого Б. С. Якоби. В 1834 году он впервые в мире сконструировал и построил электродвигатель постоянного тока. В 1838 году электрический двигатель был использован Б. С. Якоби впервые для привода вала гребных колес восьмивесельного катера, который при испытании на реке Неве пошел против ветра и течения.    Электродвигатель получал питание от батареи гальванических элементов.   В настоящее время степень электрификации судов резко возросла, проводится широкая автоматизация систем управления судовыми механизмами и устройствами.
Электрическая энергия используется для управления судном и обеспечения безопасности мореплавания (рулевое устройство, брашпили, шпили, электро- и радионавигационные приборы, сигнальные отличительные огни), в грузоподъемных и грузовых устройствах. С помощью электроэнергии устанавливается радиосвязь между судами и берегом, внутрисудовая связь и сигнализация. Электроэнергия обеспечивает нормальные бытовые условия жизни судового экипажа (освещение, вентиляция, электроотопление и др.). На судах повышенной маневренности, таких, как ледоколы, буксиры, паромы, установлены гребные электрические двигатели.
  Дальнейшее совершенствование морского транспорта основывается на комплексной автоматизации, осуществляемой, прежде всего на базе развития электрификации судов. Уже построены суда с автоматизированным навигационным комплексом с применением цифровых и аналоговых электронных вычислительных машин. На многих судах установлены системы дистанционного автоматизированного управления главным двигателем с мостика и с центрального поста управления в машинное отделение, системы автоматизированного управления судовой электростанцией и т.  Комплексная автоматизация судов сокращает численность судового экипажа, облегчает его работу, повышает производительность труда, улучшает эксплуатационные характеристики судна, уменьшает вероятность возникновения опасных аварийных ситуаций.
     Эксплуатацией судовых электроустановок занимается коллектив электриков и старших электриков, который возглавляет судовой электромеханик.
      Судно для электромеханика является и домом, и местом работы. Здесь он отдыхает после вахты, участвует в различных спортивных соревнованиях, читает, занимается самообразованием.

     

Область профессиональной деятельности: техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики; техническая эксплуатация электрооборудования и средств автоматики буровых платформ, плавучих дизельных электростанций, автономных энергетических установок.

Должен знать:

  • техническая эксплуатация, диагностирование, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования и средств автоматики;
  • обеспечение оптимального режима работы электрооборудования и средств автоматики с учётом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации;
  • измерение и настройка электрической цепи и электронных узлов;
  • выполнение работ по регламентному обслуживанию электрооборудования и средств автоматики;
  • осуществление эксплуатации судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды;
  • обеспечение безопасности плавания;
  • организация работы коллектива исполнителей.

 

Требования к индивидуальным особенностям специалиста:

  • уметь принимать решения в стандартных и в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
  • брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий;
  • иметь развитое техническое мышление, пространственное воображение;
  • обладать физической выносливостью и эмоциональной устойчивостью, хорошей памятью и наблюдательностью, внимательностью и аккуратностью, способностью концентрироваться.

 

Медицинские противопоказания:

  • нервные и психические заболевания;
  • отсутствие или значительное ограничение движения обеих верхних конечностей, отсутствие нижней конечности;
  • гипертоническая болезнь, тяжелые формы хронических заболеваний легких с легочно-сердечной недостаточностью, тяжелые формы хронических заболеваний сердца;
  • глухота, нарушение цветоощущения типа дихромазии, тяжелые формы заболевания зрительного нервного аппарата.

 

Родственные профессии: судостроитель, судомеханик, матрос, электромеханик по испытанию и ремонту электрооборудования, слесарь-механик электромеханических приборов и систем, электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования, электромонтажник судовой, механик (судовой), электромеханик (судовой).

Сферы возможного трудоустройства: суда морского и внутреннего водного транспорта, суда рыбопромыслового и технического флотов, суда освоения шельфа и плавучие буровые установки, военные и пограничные корабли и суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; порты и предприятия водного транспорта; компании по закупкам и продажам судового оборудования.

 

 

Наверх