Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова"

26.02.03 Судовождение

Отделение готовит  старших техников-судоводителей с правом эксплуатации судовых энергетических установок  (очная форма обучения) и техников-судоводителей (заочная форма обучения) среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение
 

Очная форма обучения:

На базе 9 классов прием осуществляется на бюджетной и внебюджетной основе. Срок обучения 4 года, 10 мес.

На базе 11 классов прием осуществляется на внебюджетной основе. Срок обучения 3 года, 10 мес.

Заочная форма обучения:

На базе 11 классов, НПО, СПО, ВПО прием осуществляется на бюджетной и внебюджетной основе. Срок обучения 3 года, 10 мес.

 
 
   Выпускники получают учебный диплом об окончании ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" по программе среднего профессионального образования с квалификацией "старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок" - очная форма обучения , " техник-судоводитель" - заочная форма обучения.

   При наличии одобренного стажа работы на судах (плавательского ценза) и положительного результата прохождения квалификационной аттестации смогут иметь возможность получить квалификационное свидетельство «Вахтенный матрос», а в последствии смогут иметь возможность получить первый диплом (квалификационное свидетельство) на звание «Вахтенный помощник капитана» на право занимать  должность вахтенного помощника капитана  на судах смешанного (река-море) плавания, ходящих  под российским флагом и под флагами других государств.

   Также, при наличии одобренного стажа работы на судах (плавательского ценза) и положительного результата прохождения квалификационной аттестации смогут иметь возможность получить квалификационное свидетельство «Матрос речного флота», а в последствии смогут иметь возможность получить первый диплом (квалификационное свидетельство) на звание «Третий помощник капитана третьей группы судов» на право занимать должность третьего помощника капитана на судах смешанного (река-море) плавания, ходящих под российским флагом.Образовательной программой предусмотрены учебная и производственная (в т.ч. преддипломная) плавательные практики.

 
     

Описание профессии

  Судоводитель – одна из самых старейших, овеянных морской романтикой, профессий на морском флоте. Она стала классическим воплощением вековой мечты человека «ходить по морю».

     История подготовки морских специалистов, судоводителей, в нашей стране имеет богатое прошлое и, пожалуй, относится к началу XVIII века, когда в 1701 году Пётр I издал Указ об учреждении школы «Математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учения». В те времена всех, кто занимался мореплаванием, называли «навигаторами».

   Но не только история, а также и будущее мореплавания не представляются без этой профессии. С каждым годом стремительно развивается торговое мореплавание, а вместе с ним множится мощь морского флота. Морские суда исполины, оснащённые по последнему слову науки и техники, бороздят бескрайние просторы Мирового океана, растёт их количество и тоннаж. И этими морскими гигантами, с мощностью энергетической установки в десятки тысяч лошадиных сил управляют люди по профессии «судоводитель». Не случайно судоводитель, штурман, должен обладать такими качествами как: холодность рассудка, упругость мысли, цепкость памяти, проницательность интуиции и, кроме того, свободно владеть английским языком, быть грамотным образованным специалистом и культурным человеком

   Подготовку морских специалистов на судоводительском отделении осуществляют высококвалифицированные специалисты с многолетним опытом работы на флоте  и в сфере образования.

   Почти половина учебного времени отводится плавпрактикам,  которые проводятся на судах российских и иностранных судоходных компаний. После второй практики курсанты сдают квалификационный экзамен на получение свидетельства вахтенного  матроса международного образца, с правом занимать штатные должности в составе российских и интернациональных экипажей морских судов.

 

Область профессиональной деятельности: эксплуатация судов, обеспечение и контроль обеспечения безопасности плавания судов, предотвращение загрязнения окружающей среды, выполнение международного и национального законодательства в области водного транспорта, организация и управление движением водного транспорта, техническое обслуживание и ремонт судовых энергетических установок и механизмов.

Должен знать:

  • управление и эксплуатация суда;
  • планирование и осуществление перехода в точку назначения, определение местоположения судна;
  • маневрирование судном;
  • обеспечение использования и технической эксплуатации технических средств судовождения и судовых систем связи;
  • обеспечение безопасности плавания;
  • применение средств по борьбе за живучесть судна;
  • организация и обеспечение действий подчиненных членов экипажа судна при авариях и при оставлении судна, использование спасательных шлюпок, спасательных плотов и иных спасательных средств;
  • обработка и размещение грузов;
  • планирование и обеспечение безопасной погрузки, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки.

 

Требования к индивидуальным особенностям специалиста:

  • уметь принимать решения в стандартных и в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
  • брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий;
  • иметь развитое техническое мышление, пространственное воображение;
  • обладать физической выносливостью и эмоциональной устойчивостью, острым зрением и слухом, хорошо развитым глазомером, внимательностью и аккуратностью.

 

Медицинские противопоказания:

  • нервные и психические заболевания;
  • отсутствие или значительное ограничение движения обеих верхних конечностей, отсутствие нижней конечности выше голени;
  • гипертоническая болезнь, тяжелые формы хронических заболеваний легких с легочно-сердечной недостаточностью, тяжелые формы хронических заболеваний сердца;
  • глухота, нарушение цветоощущения типа дихромазии, тяжелые формы заболевания зрительного нервного аппарата.

 

Родственные профессии: боцман, матрос, помощник шкипера, рулевой, тальман, шкипер.

Сферы возможного трудоустройства: суда морского и внутреннего водного транспорта, суда рыбопромыслового и технического флотов, суда освоения шельфа и плавучие буровые установки, военные и пограничные корабли и суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; порты и предприятия водного транспорта; компании по закупкам и продажам судового оборудования.

Наверх