Классный час посвящен юбилею любимого города.

 

  Слайд 1. Титульный лист "Мой Петрозаводск"

 

 

 

 

Слайд 2. Начало образованию  Петрозаводской слободы положил оружейный завод, заложенный в 1703 году по указу Петра I рядом с устьем реки Лососинки на берегу Онежского озера. Распорядителем строительства Пётр I назначил генерал-губернатора Санкт-Петербурга князя Александра Меншикова.

 

 

Слайд 3. Возводил завод московский мастер горнозаводского дела Яков Власов (Власьев). Территорию Шуйского завода обнесли земляным валом, на котором расположили пушки. Шесть батарей обслуживались специальным заводским гарнизоном. Так завод был превращён в крепость, которая могла постоять за себя в случае нападения шведов. В декабре 1703 года завод выпустил пробную продукцию. С начала 1704 года четыре доменные печи заработали на полную мощность, и вскоре оружейный завод стал крупнейшим предприятием Русского Царства.

 

Слайд 4. Памятный знак отмечает место, где находился основанный по инициативе положивший начало городу Петрозаводску - пушка Петрозаводского Александровского завода 1852 года выпуска — был поставлен в 1974 году.

 

 

 

Слайд 5. Первая партия пушек была направлена на Олонецкую верфь летом 1704 года. В 1705 был открыт ружейный цех и завод стал изготавливать ружья. Вся продукция Олонецких Петровских заводов имела клеймо «OLONEZ». На иллюстрации  - Макет воздуходувной домны.

 

 

 

Слайд 6. Постепенно вокруг Петровского завода сложилось заводское поселение, названное впоследствии Петровской слободой и положившее начало городу Петрозаводску.

 

 

 

Слайд 7. Среди важнейших строений слободы были деревоземляная «фортеция» с шестью бастионами, хоромы коменданта, две церкви, арсенал и другие постройки, путевой дворец Петра I и дом А.Д. Меншикова.

 

 

 

Слайд 8. На картине «Гавань строится» 1982 года изображена первая заводская пристань — ровесница Петровского завода. Самое появление пушечного производства было во многом связано с удобством транспортировки готовой продукции по воде. В документах той эпохи говорится, об удобном «судовом ходе на обе стороны».

 

 

 

Слайд 9. Вначале пристань была сооружена в устье Лососинки. На плане 1720-х годов подобных гидротехнических сооружений  изображено уже три. Кроме той, что в устье, появились еще две пристани:  Северная — около казенных «провиантских» амбаров и Южная, расположенная в створе нынешнего проспекта Александра Невского. Впоследствии одна из них стала нашим пассажирским портом, а вторая — грузовым. На иллюстрациях  более позднее время - Общественная пристань г. Петрозаводска.

 

 

Слайд 10. 1717г. Жители слободы — тульские и уральские мастеровые, командированные на завод для организации производства оружия, и из местных приписных крестьян. Ежедневно на заводе работало до 800 человек. Спрос на рабочую силу всё время возрастал, население слободы увеличивалось с каждым годом. К 1717 году здесь проживало уже 3000 человек.

 

 

 

Слайд 11. В 1721 году Северная война завершилась полной победой антишведской коалиции, потребность в пушках и снарядах уменьшилась. Много мастеров с Петровского завода убыло в Екатеринбург, а сам завод перешёл на производство жести, гвоздей, фонтанных труб, проволоки, чугунных оград, деталей мостов для строящегося Петербурга, якорей для Балтийского флота. 1734 г. основное производство было закрыто. На несколько десятилетий жизнь в Петровском Заводе затихла.

 

 

Слайд 12.  1772г. Начавшаяся война с Турцией потребовала возобновления производства корабельных и крепостных орудий. Екатериной II был подписан указ о строительстве нового пушечно-литейного завода. В мае 1773 года состоялась закладка фундамента, а 12 июля 1774 года опробована первая пушка. Екатерина II приказала назвать завод Александровским (во время строительства его называли Новопетровским). ил. Пушки  Александровского завода.

 

 

Слайд 13. Руководитель строительства Александровского завода — начальник Олонецких горных заводов бергмейстер Аникита Ярцов лично распланировал и начал застройку центра слободы. спроектировал будущему городу центр — Циркульную площадь и главные улицы.

 

 

 

Слайд 14. 1776 г. Поселение вошло в состав Олонецкой провинции Новгородского наместничества.  На заводе было налажено художественное литьё (по заказам из Санкт-Петербурга) и художественная обработка металла.

 

 

 

Слайд 15. Через несколько лет после постройки завода слободу переименовали в город Петрозаводск согласно указу Екатерины II от 21 марта 1777 года: "Повелеваем.  Олонецкой области Петрозаводскую слободу переименовать городом, назвав оный Петрозаводск, которому и быть на основании прочих Новгородского наместничества новых городов.

 

 

 

Слайд 16. В 1781 году  Петрозаводск стал центром Олонецкой области. В 1782 году присутственные места были переведены из Олонца в Петрозаводск.

 

 

 

 

Слайд 17. 1784г. Олонецкая область стала наместничеством, состоящим из уездов: Петрозаводского, Олонецкого, Вытегорского, Каргопольского и Повенецкого. Петрозаводск был официально назначен губернским городом Олонецкого наместничества. Олонец стал уездным городом.

 

 

 

Слайд 181784-1785г.  Первым гражданским губернатором края служил Гавриил Романович Державин. Известный поэт и государственный деятель Г.Р. Державин очень многое сделал для нашего города:  Оборудовал присутственные места мебелью и всем необходимым за свой счет.  По инициативе Державина в Петрозаводске была построена и открыта первая городская больница, аптека, приказ общественного призрения. При Державине велась работа по подготовке к открытию главного народного училища. Он выделил помещение для школы городовой музыки и закупил для музыкантов необходимые принадлежности.  Гаврила Романович внес значительный вклад в изучение Карелии. Собрал обширную коллекцию материалов о крае.

 

Слайд 19. 1788г. Александровский завод являлся лучшим в России по технической оснащённости, уровню технологии и качеству продукции. Свидетельством этому служит то, что именно на Александровском заводе в 1788 году для нужд предприятия была построена первая в России железная дорога длинной 160 м.

 

 

 

Слайд 20. Ныне участки первой российской железной дороги хранятся в Петрозаводске около здания музея ОТЗ и в Губернаторском саду; кроме того, в Губернаторском саду сохранены колёса от вагонетки.

 

 

 

Слайд 21. 1798 г. На заводе изготавливали паровые машины для петербургского Монетного двора и Воицкого рудника, части машин для петербургской бумажной фабрики. Александровскому заводу было дано исключительное право изготовления мер объёма (гири, весы, безмены), на которых ставили «секретный штампель» во избежание подделок.

 

 

 

Слайд 22. Именным указом от 9(21) сентября 1801 года была образована Олонецкая губерния. Сенатским указом от 10(22) октября 1802 года определён административный центр губернии — город Петрозаводск. ил. Левашовский Бульвар.

 

 

 

Слайд 23. 1811г.  в Петрозаводске торжественно открылась Олонецкая губернская мужская гимназия.

 

 

 

 

Слайд 24. Петрозаводск рос вместе с Александровским заводом, и уже к  на левом высоком берегу Лососинки встали новые дома для чиновников и инженеров Олонецкого горного округа. Центром городской торговли стал каменный гостиный двор на Соборной площади, рядом с которой на Нагорной улице (позднее — Мариинской) выстроили дома состоятельных горожан, дворян и купцов.

 

 

 

Слайд 25. Рабочие завода жили на Заводской площади в казармах, а мастеровым «хорошего поведения» разрешалось строить собственные избы в заводском квартале, названном Голиковка.

 

 

 

 

Слайд 26. 22 мая 1828 года была образована отдельная Олонецкая епархия с кафедрой епископа в Петрозаводске, первым епископом стал Игнатий (Семёнов). Действовал также коллегиальный орган управления при епископе — Олонецкая духовная консистория. Кафедра Олонецкого и Петрозаводского епископа изначально находилась в Соборе во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1872 году кафедра перенесена в новопостроенный Собор во имя Сошествия Святого Духа.

 

 

 

Слайд 27. В 1860 году открылось пассажирское пароходное сообщение между Петрозаводском и Петербургом. В1870-е годы была налажена телеграфная связь с Петербургом и уездными городами. В начале XX века в городе появилась телефонная станция на 50 номеров.Железная дорога из Петрограда на Мурманск прошла через город в 1915 г. (первый регулярный пассажирский поезд на станцию Петрозаводск прибыл в январе 1916 года).

 

 

Далее при просмотре следующих слайдов я попрошу вас назвать мне те улицы которые изображены на фотографиях.

Слайд 28. На первых генеральных планах Петрозаводска будущий проспект занимал вполне рядовое положение, ничем не выделяясь среди остальных улиц. У него скорее всего даже и имени-то не было Только в XIX веке у нашего проспекта появилось первое имя - Святнаволоцкая улица В1912 г. в связи с празднованием в России 100-летия Отечественной войны 1812 года она была переименована в Бородинскую, а в революционные годы - ???  (Проспект Ленина).

 

 

 

Слайд 29. Самыми заметными постройками на ней были сохранившееся доныне здание духовной семинарии (в кадре) и несохранившееся «немецкой» кирхи. (ул. Гоголя).

 

 

 

 

Слайд 30. Использованные электронные ресурсы.

Наверх