Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова"

Степан Осипович Макаров

                                                                  

Русский флотоводец, океанограф, полярный исследователь,

кораблестроитель, вице-адмирал.

Родился в семье прапорщика флота, выслужившегося из солдат. В 1865 окончил морское училище в Николаевске-на-Амуре, в 1869 произведён в мичманы. Служил на кораблях эскадры Тихого океана, с 1871 — на Балтийском флоте; во время службы на броненосной лодке "Русалка" исследовал проблемы непотопляемости кораблей. В 1876 после перевода на Черноморский флот предложил оборудовать пароход "Великий князь Константин" для перевозки минных катеров в районы стоянки кораблей противника с целью их атаки, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров; во время русско-турецкой войны 1877—1878 осуществил эту идею и провёл ряд успешных атак турецких кораблей шестовыми минами, а также впервые использовал самодвижущуюся мину-торпеду. В 1881, командуя пароходом-стационаром "Тамань", провёл гидрологические работы в проливе Босфор и написал труд "Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей" (1885. В 1882—1886 служил на Балтийском флоте. В 1886—1889, командуя корветом "Витязь", совершил кругосветное плавание, во время которого проводились систематические океанографические работы, особенно подробно — в северной части Тихого океана. Эти работы были Макарова обобщены в труде „Витязь” и Тихий океан".

В 1890 назначен младшим флагманом Балтийского флота, а в 1891 главным инспектором морской артиллерии. В 90-х годах изобрёл бронебойные наконечники (так называемые "наконечники Макарова") к артиллерийским снарядам, значительно увеличившие пробивную силу снаряда. С конца 1894 — командующий эскадрой Средиземного моря. В 1894—1896 совершил второе кругосветное путешествие: в конце 1894 из Петербурга прибыл на Средиземное море, в 1895 перешёл с эскадрой, которой он командовал, из Средиземного моря через Суэцкий канал на Дальний Восток, в 1896 перешёл через Тихий океан в Северную Америку, проехал через США и через Атлантический океан вернулся в Россию. В 1896 командовал эскадрой Балтийского флота. Выдвинул идею создания мощного ледокола для исследования Арктики и руководил постройкой ледокола "Ермак". В 1897 опубликовал капитальный труд "Рассуждения по вопросам морской тактики", (2 изд., 1943), в котором изложил основы тактики парового броненосного флота, обосновал необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей в бою, целесообразность применения кильватерного строя в боевых порядках броненосных эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной обороны.

В марте 1899 на "Ермаке" Макаров перешёл из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, затем совершил поход в Ревель. В июне — августе того же года совершил на "Ермаке" два пробных арктических рейса, проник к северу от Шпицбергена до 81°21' с. ш. В 1901 плавал в Баренцевом море в тяжёлых ледовых условиях, дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и северо-западному берегу Новой Земли. С 1899 главный командир Кронштадтского порта. В труде "Без парусов" (1903) разработал вопросы обучения и воспитания личного состава флота в мирное время. После начала русско-японской войны 1904—1905 назначен 1февраля командующим Тихоокеанской эскадрой .

Успешно руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на мине.
В 1913 в Кронштадте Макарову сооружен памятник (работы Л. В. Шервуда).
Наверх