Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова"

"Маяки - хранители жизни"

Слайд 1.Одинокая башня на скале, шум прибоя и луч света, прорезающий ночную тьму. Путеводный огонь для далеких судов, приветственный сигнал от неведомых строителей и незнакомых смотрителей этих маяков, построенных в самых удаленных и труднодоступных местах планеты.

 

 

Слайд 2. Если перейти от лирики к сухим определениям, то маяк - это высокая башня, построенная в судоходных водах, на прибрежных участках суши, и на отмелях. При этом почти каждый маяк обладает своим "лицом".

 

 

 

Слайд 3. Основная функция маяка очевидна. Днем он служит видимым навигационным ориентиром, а ночью здесь зажигают свет,  разный по интенсивности, цвету и последовательности световых импульсов.

Кроме того, многие маяки оборудованы также звуковой сиреной ("ревуном"), используемым в густом тумане, и радиомаяками.

 

 

Слайд 4. Первые маяки, появились на Средиземном море около четырех тысяч лет назад, вместе с первыми кораблями Египта, Крита и других древнейших государств. Сначала это были просто костры на берегу, указывавшие безопасный путь судам. Позднее греки стали строить специальные каменные башни и разводить огонь на их кровле. Ночью было видно пламя, днем - столб дыма.

 

 

Слайд 5. В число семи чудес света по праву включен Александрийский (Фаросский) маяк. Построен он был на мысе (в древности остров Фарос) в Александрии, которая  в течение 7 веков была столицей Египта, крупнейшим политическим и культурным центром Восточного Средиземноморья. Строительство маяка было закончено к 280г. до н.э. Продолжительность стройки, а она всего пять лет, говорит о важности этого проекта.

 

 

Слайд 6. Очень сильно разнятся данные об истинной высоте этого маяка, от 120 до 160 м. Маяк представлял собой гигантскую трехъярусную башню, стоящую на огромном возвышении – подиуме, который служил одновременно крепостью. Здесь располагался вооруженный гарнизон. У каменных брустверов стояли метательные машины. Всю середину подиума занимал мощный фундамент.

 

 

Слайд 7. Нижняя часть - башня квадратного сечения высотою около 70 метров из известняка. Сторона у основания 30 метров. Толщина стены почти 8м. Узкие окна в рост человека, служили для освещения башни, и в качестве бойниц для стрелков. Стороны башни располагались по сторонам света.

На верхней площадке первого яруса по углам стояли четыре бронзовые фигуры Тритона. А на южной стороне башни, обращенной к городу, находился вход в маяк, украшенный большими солнечными часами Средняя часть маяка - восьмигранная, облицованная плитами из белого мрамора. Стороны башни ориентировались по направлению восьми главных ветров. Высота восьмигранной части составляла около 45 метров.

Верхний ярус маяка - невысокое цилиндрическое строение - опора для восьми колонн из розового полированного гранита. Колонны несли купол, который был увенчан огромной семиметровой статуей бога моря Посейдона, держащего трезубец.

Слайд 8. Всех, видевших маяк, приводили в восторг сделанные из позолоченной бронзы высокие стройные женские фигуры. Это были не просто статуи, а хитроумные автоматы. Одни показывали силу ветра и морских волн, передвигая большие золотые стрелки на циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление ветра или следовали руками за движением солнца и луны. А в туман и непогоду трубила в изогнутый золотой рог еще одна прекрасная женщина, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал/

 

 

Слайд 9. Источником света служил постоянно горящий большой костер. Дрова для костра, на стометровую высоту доставлялись по спиральной лестнице, на повозках, запряжённых ослами.

Как достигалась яркость и дальность свечения до сих пор не установлено. По одной версии, этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла. По другой - благодаря использованию прозрачных шлифованных камней - линз.

Об этом диве напоминает сегодня международное название автомобильного фонаря, "фара", и само обозначение маяка в некоторых европейских языках.

Слайд 10. "Сострат, сын Дексифана из Книда - богам-спасителям ради мореходов" - нарушив запрет на упоминание имени архитектора, эти слова создатель Фаросского маяка скрыл под слоем штукатурки, поверх которой была сделана надпись о правителе Египта. Со временем, надпись была "смыта" волнами истории и взорам людей открылось имя истинного архитектора этого чуда света.

 

 

Слайд 11. Остатки основания  маяка встроены в существующий и поныне форт Кайт-Бей.

 

 

 

Слайд 12. В городе Ла-Корунья (Испания) в северной части есть еще один знаменитый маяк. Он считается древнейшим маяком в мире и единственным используемым древнеримским маяком. Строение имеет высоту 55м. и стоит на полуострове, скалистый берег которого возвышается на 57м над водами Атлантического океана.

 

 

Слайд 13. Башня Бригантии была построена в честь Марса - о чём свидетельствует надпись, высеченная на камне у подножья башни.

 

 

 

Слайд 14. В конце XIII века кастильский король Альфонс X использовал миф для создания новой истории бригантийской башни. Новая легенда повествовала о греческом герое Геракле, который в ходе своего десятого подвига, три дня подряд сражался против великана по имени Герион и одолел его. В честь победы Геракл воздвиг башню и привёл из Галатии группу людей жить в городе, земля стала называться Галиция, а маяк получил имя «Башня Геркулеса».

 

 

Слайд 15. В 1791 году. Башня была полностью перестроена в классическом стиле, башне современный вид. Деревянная лестница была заменена каменной, сделана облицовка стен, вместо полукруглой крыши был построен ещё один этаж из двух восьмериков. Немного позже, лампа была заменена на вращающуюся и переведена с угля на масло. Вокруг башни была сооружена платформа. С 1849 по 1858 годы в башне располагались учебные классы первой школы смотрителей маяков в Испании. В 1927 году в башню было проведено электричество.

 

 

Слайд 16. Кроме настоящих маяков, в старину существовали и ложные, построенные специально для того, чтобы заманивать суда на мель или на рифы, а затем грабить. Такое сооружение возвел в XVII в. возле эстляндского города Таллина барон Унгерн-Штернберг.

 

 

Слайд 17.  Еще один знаменитый маяк - Маяк Фар де Кордуан построен в 1584 году, во Франции, в местечке Кордуан, он считается самым старым маяком Европы, в более древние времена на его месте стояли вышки смотрящих за морской акваторией.

Единственный маяк в регионе, в котором до сих пор существует должность хранителя. Высота маяка 68 метров.

Королевские апартаменты внизу и комнату с фонарем разделяют 311 ступенек. С 1862 г. маяк носит имя Морской собор Нотердам де Пари.

 

Слайд 18.В 1791 году его переоборудовали и он стал первым маяком с поворотным диском. Керосиновые лампы, стоявшие на диске, все время вращались по кругу. Таким образом, был достигнут эффект мигания. Маяк стало легче заметить издали.

Сейчас проблесковый маячок, сделанный по такому же принципу, можно увидеть на крышах спецмашин.

 

Слайд 19. Знаменитый французский ученый Антуан Лавуазье, проектируя уличное освещение для Парижа, пришел к выводу, что лучи от любого источника света можно направить в определенную сторону, если поместить светильник в фокусе параболического зеркала.

 

 

Слайд 20. Позднее физик Огюстен Френель разработал особую линзу, собирающую свет в пучок. Благодаря вогнутым зеркалам или линзам Френеля, лампы маяков стали намного экономичнее. Так, в Корнуолле (Южная Англия), на маяке Лизэд-Лайтхаус, установлена электролампа мощностью всего в 400 ватт, - но ее свет виден за полсотни километров.

(давайте сейчас попробуем посчитать какая суммарная мощность ламп сейчас в этом кабинете)

 

Слайд 21. Начиная с середины ХІХ века, на маяках стали устанавливать газовые лампы. Впервые подобный маяк оборудовали в 1880 году, в Германии. Скоро эти светильники начали работать в автоматическом режиме, смотритель поднимался на башню все реже. А вскоре газ научились сжимать и сжижать. Теперь лампа могла гореть месяцами, не требуя ни пополнения топливом, ни иного ухода. Да и лампы к тому времени изменились: их "одели" в шелковые калильные сетки.

 

 

Слайд 22. Первые электрические лампы на маяках были дуговые, из пары угольных стержней, расположенных параллельно. Но они потребляли очень много энергии и отличались неудобством: смотрителю часто приходилось заменять сгоревшие стержни. На многих европейских маяках вновь вернулись к газовым лампам.

Лишь после Первой мировой войны бесповоротно "воцарились" повсюду электрические "светила": поначалу - лампы накаливания, затем все более совершенные, яркие, экономичные.

А с 1925 года маяки в Европе и Америке начали постепенно переходить на полную автоматизацию. В наше время многие маяки компьютеризованны.

Слайд 23. На сегодняшний день один из самых высоких и мощных маяков в мире установлен у западных берегов Франции. Там, перед самым входом в пролив Ла-Манш, расположен маленький островок Уэссан, а еще дальше в море, в 30 милях от этого острова, из воды поднимается одинокая безымянная скала. Вот на ней-то в середине 1980-х годов строители и исхитрились воткнуть 100-метровый маяк, свет от которого при отражающих облаках виден уже за 169 километров.

(Мне хотелось бы определить, как вы представляете себе 100 метров – вот такую высоту? )

 

Слайд 24. В России интенсивное сооружение маяков началось в период зарождения и развития русского военно-морского флота, при Петре I.  Так его указом от 1705 года на Северной Двине при входе в Архангельский порт было сооружено плавучее ограждение.

К указам о постройке новых маяков Петр I иногда прилагал и собственноручные схематические чертежи будущих сооружений с указаниями общего характера.

Маяк Пакри был основан по велению Петра Алексеевича в 1722 году. Место для башни маяка Петр I выбрал сам и написал в указе: «…Сделать на показанном месте для маяка башню высотою от 4 до 5 саженей (прибл. 10,5 м)»

Изначально маяки находились в ведении Адмиралтейств коллегии – высшего коллегиального органа управления флотом и военно-морским ведомством в России.

Слайд 25. Дату 22 июля 1718 года после письма Петра I считают началом этапа строительства маяков в Балтийском море. Были сооружены каменные маяки в Кронштадте и на острове Сескар. На этих маяках соорудили особые большие фонари для защиты огня от ветра и дождя. К концу XVIII века на Балтийском море и в Финском заливе действовали маяки Толбухин, Кокшхер, Суроп, Пакерорт, Дагерорт, Свальферорт, два Домеснесских и Руно. Накануне 1800 года в Финском заливе появились еще три маяка: Оденсхольм, Поркала-удд и Утэ.

 

 

Слайд 26  Некоторые такие сложные названия были позже заменены .Маяк Кыпу. Массивное четырехгранное сооружение с контрфорсами на каждой из сторон построено из валунов и известняка. В своем первоначальном виде он возведен между к 1526 г. за счет и под руководством таллинского магистрата. Сначала он не имел освещения и был ориентиром сам по себе (так называемый кеннинг); именно этим объясняется его чрезмерная массивность. Начиная с 1649 г. использовалось как собственно маяк: на площадке башни поддерживался костер. В 1845 г. верхняя часть его была перестроена. С тех пор маяк не претерпел никаких переделок.

 

 

Слайд 27. 27 мая 1807 года было учреждено Управление маяками под руководством Леонтия Васильевича Спафарьев, в целях безопасности мореплавания все маяки России были переведены из частного владения в подчинение морского ведомства. Официальной датой создания маячной службы России считается 8 июня  1807 года. В этот день император Александр I утвердил «Положение о содержании маяков и штате маячной команды».

Л.В. Спафарьев управлял дирекцией балтийских маяков более 30 лет и довел маячную часть до совершенства.

 

Слайд 28. На Дальнем Востоке, на берегах Камчатки первые маяки возведены к началу 1830-х годов – маяки Дальний, Бабушкин и Раков (не сохранился).

 

 

 

Слайд 29. Северное побережье России – обширная территория, длиной в несколько тысяч миль, находящаяся за полярным кругом. Во время долгих полярных зим, дневного света там почти не видно, один день сменяет другой без каких либо следов солнца на небе. Соответственно маяки должны были быть полностью автономными, потому что были расположены очень далеко от цивилизации.  Только в советское время решено было применить атомную энергию для питания. Специально изготовленную партию атомных реакторов доставили и установили на маяках. Это были в некотором роде маяки-роботы, который сами подсчитывали  время года и продолжительность дня, включая огни и передавая радиосигналы проходящим судам, когда это было необходимо.

 

Слайд 30. Черноморское побережье с древних времён было известно морякам как коварное и очень не простое место для плавания.. Некоторые Крымские маяки до сих пор стоят  в тех местах, где располагались их древние предшественники.

 

 

Слайд 31. Один из самых знаменитых маяков на Украине находится в Одессе Ворнцовский маяк Маяк основан в 1845 году по инициативе известного русского флотоводца, первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Петровича Лазарева. Он установлен на оконечности Карантинного мола Одесского порта. Первая башня была деревянной. В 1863 году сооружается стальная башня, которая просуществовала до 1941 года. В период героической обороны Одессы она была взорвана, сильно поврежден мол. В 1954 году после восстановления мола, получившего название Рейдовый, установлена цилиндрическая башня маяка высотой 26 м, изготовленная Кронштадтским судоремонтным заводом. Башня белого цвета, фонарное сооружение красное. Дальность действия огня красного цвета достигает 15 миль

 

Слайд 32.  Очень приятно ,что и у нас в Карелии сохранились знаменитые маяки. Единственный в России маяк, являющийся частью музейного комплекса, – это Вознесенская церковь-маяк, сооруженная в 1867 году на Секирной горе Большого Соловецкого острова. Сооруженная на самой высокой точке острова (98,5м), она по сей день указывает путь морским судам и является самым крупным маяком на Белом море. Высота маяка над уровнем моря 123 метра и его свет виден почти на 22 мили.

 

 

Слайд 33. Недалеко от Соловецких островов, на острове Большой Жужмуй в Беломорском районе находится еще один старейший в России маяк. Его постройку планировали с 1850 года, однако действовать он начал в 1871-м. В 1909 году маяк был перестроен, и сохранил в таком виде свой внешний вид до настоящего времени.  Если говорить о маяках нельзя не сказать о людях работавших на них. Этот маяк знаменит еще тем, что с самого основания на нем работала одна семья смотрителей, И на острове находится единственное в мире кладбище смотрителей маяков. К большому сожалению и  этот маяк  теперь не действующий.

 

 

Слайд 34. По месту установки маяки разделяются на: Береговые— маяки, устанавливаемые на берегу либо в непосредственной близости от него, например, на прибрежных островах. Морские или плавучие— маяки, устанавливаемые на кораблях, используются вдали от береговой линии и при входах в порт в качестве лоцманской станции.

 

 

Слайд 35.  Последний в России плавучий маяк, сохранившийся в Ломоносове Ирбенский маяк. Построен в 1961 году, названный в честь пролива в Балтийском море. Однако сегодня он ожидает исполнения приговора: уникальное сооружение выставлено на торги.

 

 

Слайд 36. По выполняемой функции береговые маяки различаются на: Опознавательные (одиночные), служащие для обозначения определённой точки на земной или водной поверхности, которые, в частности, служат знаками при входе в порт или в том месте, где суда меняют курс, а также для обозначения опасных участков.

Створные (работающие обязательно в паре)— служат для обозначения определённой линии на карте и используются для указания места изменения курса судна, например для входа в гавань или порт. В этом случае используются два маяка разной высоты. Дальний маяк всегда выше ближнего— таким образом, если судно на правильном курсе, то с него можно наблюдать одновременно оба маяка, находящихся на линии курса, визуально один над другим.

Слайд 37. С целью сохранения исторических маяков в некоторых странах приняты специальные законы. Так, в США в 2000 г. принят закон, в Канаде в 2008 г. В России по предварительным данным порядка 200 маяков и навигационных знаков, можно отнести к объектам морского наследия, представляющим историческую и культурную ценность для России. Лишь по 13 были приняты решения соответствующих государственных органов по их охране как памятников.

 

 

У моряков существует примета – Фотографирование на фоне маяков – сулит удачную карьеру. Как вы думаете имеет ли реальное основание такое суждение?

Наверх