Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова"

"205 лет транспортному образованию в России"

Цель беседы:  формирование интереса курсантов к выбранной специальности.

 Задачи:

1.Ознакомить курсантов с богатой историей становления транспортного образования в России.

2.Обратить внимание курсантов на специфику транспортного образования.

3. Особенно выделить значимость, для развития транспорта, наличия грамотных специалистов и отношения к этому вопросу на самом высоком уровне.

4.Совершенствовать навыки использования  курсантами компьютерных программ и компьютерной техники.

     Слайд 1 Титульный лист. в 17 веке в России, безусловно, уже  существовали дороги по которым перевозились  грузы. Еще более важной для экономики России была перевозка грузов по рекам , озерам и морям. И в 18 веке начинают зарождаться первые органы управляющие  их содержанием и перевозкой.

 

      Слайд 2  Первые упоминания об органах государственного управления, связанных с перевозками, относятся к середине ХVI века. Это – Ямской приказ, который просуществовал до 1711 г. На его основе образован впоследствии  Почтовый департамент.

 

      Слайд 3      Существовала так же Канцелярия перспективной дороги Москва-Петербург. с 1755 г. стала называться Канцелярией строения государственных дорог.

 

      Слайд 4      Департамент водяных коммуникаций был образован в 1798 г., что является датой рождения органа государственного управления на речном транспорте. 

 

      Слайд 5     20 ноября 1809 г.(по старому стилю) Вышел Манифест императора Александра I, который начинался так: "С самого вступления нашего на престол всегдашнее попечение Наше обращаемо было к тому, чтоб усовершая и дополняя существующие для общей пользы учреждения, открыт подданным Нашим все способы к собственному их благоденствию, к преумножению Государственного богатства и к славе Нашей Империи".  Манифестом были учреждены:

     Слайд 6     Управление водяными и сухопутными сообщениями и Корпус инженеров путей сообщения. Дата учреждения Управления является датой рождения единого органа государственного управления всеми видами, тогда имевшегося, транспорта: речного, морского и дорожного хозяйства, а также создания надзора и территориальных органов управления путями сообщения.

 

     Слайд 7      20 ноября 1809 г.  (по старому стилю) Эта дата, так же считается также датой рождения российской транспортной науки и образования.

При Управлении, этим же Манифестом учрежден Институт Корпуса инженеров путей сообщения (Для образования способных исполнителей учреждается особенный институт, в коем юношеству, желающему посвятить себя сей важной части, открыты будут все источники наук, ей свойственных; для поощрения тех, кои желают предопределить себя в сей род службы, полагаются разные награды и поощрения).

 

    Слайд  8    1 ноября 1810 г. Институт Корпуса инженеров путей сообщения был торжественно открыт. 3 ноября начались занятия с воспитанниками первого набора.

Дворец князя Николая Борисовича Юсупова (архитектор Джакомо Кваренги) - набережная р. Фонтанки - первое здание Института Корпуса инженеров путей сообщения.

 

      Слайд 9  Первым ректором (инспектором) учебного заведения был выдающийся инженер-механик, строитель и педагог, генерал-лейтенант Августин Августинович Бетанкур.  Основная цель создаваемого в Петербурге Института была сформулирована А. Бетанкуром в записке к проекту этого учебного заведения: "... снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи". 

   

Слайд 10   Первоначально Институт был открытым высшим учебным заведением с четырёхлетним  циклом  обучения. (Длился он 2,5.года) В первый год с 1 октября по 15 апреля , а второй с 15 апреля по 1 июня - похоже на наши семестры - изучались общенаучные и инженерные науки  в течение 3 года обучения  с 1 октября по 15 апреля - студенты проходили практику. изучая специальные дисциплины и выполняя шесть проектов. Четвертый год обучения предназначался для участия в практических работах, изучения строительных искусств, физической географии и выполнения 2х проектов.

Хотя воспитанники и имели воинские звания, но формально Институт считался гражданским учебным заведением, и военные дисциплины в нём не преподавали.   Для подержания престижа учебного заведения, воспитанникам было разрешено носить офицерские мундиры но без эполет.

 

      Слайд 11     Самыми первыми преподавателями института были академик В.И. Висковатов, профессор И.С. Резимон, профессор математики Д.С. Чижов, профессор архитектуры  Т. де Томон, выпускники парижской Политехнической школы А.И. Майоров, А.Я. Фибр, П.П. Базен, и многие знаменитые ученые того времени. Габриэль Ламе, Клапейрон Бенуа Поль Эмиль.

 

      Слайд 12       Весной 1813 года состоялся первый выпуск инженеров путей сообщения. Среди них были 12 участников Бородинского сражения.

Война закончилась. Первые немногочисленные выпускники 1813  и 1814 годов (30 инженеров) дали начало огромной плеяде инженеров путей сообщения

 

      Слайд 13     Декабрь 1823 г. Институт преобразован в закрытое учебное заведение по образцу военных кадетских корпусов с восьмилетним сроком обучения.

В учебные планы были включены военные дисциплины Выпускникам присваивалось звание инженера путей сообщений и чин поручика или подпоручика.

 

        Слайд 14    Символом или техническим знаком ведомства стала так называемая "лягушка" перекрещенный топор и якорь.

 

       Слайд 15     В  1830г. Вместо гладких пуговиц на мундирах и сюртуках офицеров и кадетов Института вводят пуговицы с арматурой в виде этого символа.

 

       Слайд 16     В 1833 г. Главное управление водяными и сухопутными коммуникациями преобразовано в Главное управление путей сообщения и публичных зданий.

 

      Слайд 17     1864 г. В  соответствии с новым Положением об Институте он объявлялся гражданским высшим учебным заведением первого разряда с пятилетним сроком обучения и стал именоваться Институтом инженеров путей сообщения.

 

      Слайд 18       С 1865 года Институт стал открытым для всех учебным заведением. В этом году появились первые 12 кафедр, появилась должность заведующего кафедрой, лидера в избранной научной области.

 

      Слайд 19     Были открыты и получили развитие новые научные и учебные лаборатории, ставшие прочной основой подготовки инженеров (гидротехническая, аэромеханическая, электротехническая, паровозная и др.).

 

      Слайд 20   Ленинградский институт инженеров путей сообщения (ЛИИПС) переименован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ),  На базе его факультетов в 1929-1931 были созданы четыре самостоятельных транспортных вуза:

Ленинградский институт инженеров водного транспорта. 

Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (в 1930),

Ленинградский автодорожный институт (в 1931)

Военно-транспортная академия (в 1932).

   В Ленинградском институте инженеров водного транспорта были организованы три факультета: гидротехнический, механический и эксплуатационный.

 

      Слайд  21   В 1959 г. произошло объединение Ленинградского института инженеров водного транспорта и Центрального научно-исследовательского института речного флота в Ленинградский институт водного транспорта (ЛИВТ).

 

       Слайд  22    В 1993 г.   ЛИВТ   получил статус технического университета и был переименованпереименован в "Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»

 

      Слайд  23    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова" Образовано в соответствии с приказом от 11.09.2012 № 341 о реорганизации в форме присоединения Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова" к Федеральному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций".

 

    Слайд 24  Сергей Олегович Барышников  - ректор, профессор университета.

 

 

Наверх