Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова"

ПМ.01 Техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИКИ

 
1.1. Область применения рабочей  программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 180407  в соответствии с ФГОС «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» (базовая  подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) «Техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Обеспечивать оптимальный режим работы электрооборудования и средств автоматики с учётом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации.
2. Измерять и настраивать электрические цепи и электронные узлы.
3. Выполнять работы по регламентному обслуживанию электрооборудования и средств автоматики.
4. Выполнять диагностирование, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования и средств автоматики.
5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке рабочих по профессиям: 19776 «Электромеханик по испытанию и ремонту электрооборудования», 19749 «Электрик судовой», 19816 «Электромонтажник судовой», при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
 
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
–        выполнение мероприятий по снижению травмоопасности и вредного воздействия
электрического тока  и магнитных полней; использования нормативов технического обслуживания судового электрооборудования;
–        обеспечение надежности и работоспособности элементов судовых
электроэнергетических установок;
–        выбора и расчета параметров электрических машин и аппаратов;
–        применение методов оценки влияния внешних факторов (температуры, попадания
 брызг воды, повышенной влажности, вибрации, качки) на работу электроприводов судовых механизмов, на изменение рабочих параметров электрооборудования;
–        выбора измерительного и испытательного оборудования при эксплуатации и ремонте
 судового оборудования и средств автоматики; настройки систем автоматического регулирования, включая микропроцессорные системы управления, чтения электросхем, чертежей и эскизов деталей;
–        использования правил построения принципиальных схем и чертежей
 электрооборудования и средств автоматики, схем микропроцессорных систем управления техническими средствами судов;
–        расчета электрических машин и аппаратов, схем автоматики и устройств, входящих в
 нее, расчета на электрическую, тепловую устойчивость при эксплуатации на судне, поиска неисправностей в силовых цепях и системах автоматики, применения алгоритма поиска неисправностей системами микропроцессорного управления и экспертными компьютерными системами поиска неисправностей.
 
уметь:
–        производить пуск синхронных генераторов в работу, перераспределять активную и
 реактивную мощность между генераторами, разгружать и выводить синхронный генератор из работы, определять работоспособность систем защиты генераторов;
–        определять работоспособность синхронных генераторов, восстанавливать систему
возбуждения, контролировать износ щеток цепи возбуждения;
–        производить необходимые замеры, как в электрических силовых цепях, так и
контрольные замеры сопротивления изоляции и сопротивления заземления, производить замену неисправной коммутационной аппаратуры, измерительных приборов и устройств расширения пределов измерения на силовых щитах;
–        производить внутренний и внешний монтаж кабелей, производить ремонт главного
 распределительного щита (ГРЩ) и аварийного распределительного щита (АРЩ) как без напряжения, так и под напряжением, производить измерения электрических величин, включать электротехнические приборы, аппаратуры, машины, управлять ими и контролировать их эффективную и безопасную работу; эксплуатировать генераторы и распределительные системы (таблица А-III/6);
–        анализировать условия работы судовых электроприводов; выполнять правила
 технической эксплуатации;
–        оценивать текущее состояние элементов и функциональных устройств судовой
 автоматики, производить их текущее и регламентное обслуживание;
–        производить дефектацию и возможный на судне ремонт электрических машин
 переменного и постоянного тока, электрических коммутационных аппаратов с выявлением неисправности и принятием решения об их дальнейшей эксплуатации;
–        выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности, проводить
противопожарные мероприятия при эксплуатации судового электрооборудования;
- наблюдать за работой автоматических систем управления двигательной установкой и вспомогательными механизмами, технически обслуживать и ремонтировать системы автоматики и управления главной двигательной установкой и вспомогательными механизмами (таблица А-III/6);
- технически обслуживать и ремонтировать электрические, электронные системы и системы управления палубными механизмами и грузоподъёмным оборудованием, систем управления и безопасности бытового оборудования (таблица А-III/6), содействать наблюдению за работой электрических систем и механизмов, использовать ручные инструменты, электрическое и электронное измерительное оборудование для обнаружения неисправностей,  производить операции по техническому обслуживанию и ремонту (таблица А-III/7);
- технически обслуживать и ремонтировать навигационное оборудование на мостике и все системы судовой связи, системы автоматики и управления главной двигательной установкой и вспомогательными механизмами, системы управления и безопасности бытового оборудования (таблица А-III/6);
- безопасно эксплуатироватья и технически обслуживать высоковольтные системы, включая знание специального технического типа высоковольтных систем и опасностей, связанных с рабочим напряжением более 1000 вольт (таблица А-III/6);
- читать электрических и простых электронных схем (таблица А-III/6);
- осуществлять техническое обслуживание и ремонт оборудования электрических систем, распределительных щитов, электромоторов, генераторов, а также электросистем и оборудования постоянного тока; обнаруживать неисправности в электроцепях, установливать места неисправностей, а также восстановление электрического и электронного контрольного оборудования до рабочего состояния, применять меры по предотвращению повреждений (таблица А-III/6);
- содействовать техническому обслуживанию и ремонту судовых электрических систем и механизмов (таблица А-III/7);
- использовать ручные инструменты, электрическое и электронное измерительное оборудование для обнаружения неиправностей, произведения операций по техническому обслуживанию и ремонту (таблица А-III/7).
 
знать: 
–        устройство электрических машин постоянного и переменного тока, их характеристики и режимы работы, режимы пуска, торможения и регулирования оборотов машин постоянного и переменного тока, особенности работы электрических машин в составе агрегатов с тиристорными преобразователями;
–        судовые трансформаторы, их устройство, характеристики и режимы работы,
испытательные режимы холостого хода и короткого замыкания трансформаторов, эксплуатацию трансформаторов;
–        судовые электроэнергетические системы, электроприводы, гребные электрические
установки, судовые системы контроля, связи, виды энергетических установок судна, основные агрегаты и вспомогательные механизмы, режимы их работы, эксплуатацию судовых энергетических установок;
–        устройство машин судового привода, режимы пуска, торможения и регулирования
оборотов в составе судового электропривода, схемы управления электроприводом постоянного и переменного тока компрессоров, вентиляторов, лебедок, вспомогательных судовых механизмов, статические и динамические режимы работы, особенности работы в составе агрегатов с полупроводниковыми преобразователями;
–        структуру судовой автоматизированной электроэнергетической системы, узлы
 регулирования активной, реактивной мощности и частоты, особенности распределения активных и реактивных мощностей при работе синхронных генераторов в параллель, состав и устройство главного и аварийного распределительных щитов;
–        порядок и сроки проведения различных видов ремонтных и профилактических работ
 электрооборудования судов, основные положения теории надежности, порядок проведения, необходимые материалы и инструменты для ремонта электрических машин, электрических аппаратов и электрических сетей;
–  механические системы, включая: первичные двигатели, в том числе главную двигательную установку; вспомогательные механизмы в машинном отделении; системы управления рулем; системы обработки грузов; палубные механизмы; бытовые судовые системы; теплопередача, механика и гидромеханика (таблица А-III/6);
–  основы автоматики, автоматических систем и технологии управления; приборы, сигнализацию и следящие системы; технологию электрических материалов; электрогидравлические и электроннопневматические системы управления; опасности и меры предосторожности, требуемые для эксплуатации силовых систем напряжением выше 1000 вольт (таблица А-III/6);
–   высоковольтные технологии, меры и процедуры по безопасности, гребные электрические установки судов, электромоторы и системы управления (таблица А-III/6); 
–   требования по безопасности для работы с судовыми электрическими системами,
включая безопасное отключение электрического оборудования, требуемое до выдачи персоналу разрешения на работу с таким оборудованием; безопасной изоляции оборудования и связанных с ним систем, требуемая до выдачи персоналу разрешения на работу с такими механизмами и оборудованием (таблица А-III/6); 
– конструкцию и работу электрического контрольно-измерительного оборудования, функционирование и рабочие испытания следующего оборудования и его конфигурацию:  системы слежения, устройства автоматического управления, защитные устройстваи (таблица А-III/6); 
– меры предосторожности, которые необходимо принимать для предотвращения загрязнения морской среды (таблица А-III/6).
 
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего – 2829 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 1212 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 808 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 404 часа;
максимальной нагрузки обучающегося во время практической подготовки – 1617 часов, включая:
учебной практики – 322 часа;
производственной практики – 756 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 539 часов.
 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Коды профес-сиональ-ных компетен-ций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учебная, часов Производст-венная (по профилю специальнос-ти), часов
Всего, часов в т.ч. Лаборатор- ные работы и практиче-ские занятия, часов в т.ч. курсовая работа (проект), часов Всего, часов в т.ч. курсовая работа (проект), часов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 1.1 - ПК 1.3 Раздел 1. Судовые электроэнергетические системы. 306 204 42 20 102 20    
ПК 1.1 - ПК 1.3 Раздел 2. Судовые электрические машины. 189 126 54   63      
ПК 1.1 - ПК 1.3 Раздел 3. Судовые электроприводы. 195 130 28 20 65 20    
ПК 1.1 - ПК 1.3 Раздел 4. Техническая эксплуатация электрических систем автоматики и контроля судовых технических средств. 294 196 56   98      
ПК  1.4 Раздел 5. Ремонт судового электрооборудования 180 120 66   60      
ПК  1.5 Раздел 6. Техническая эксплуатация судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов  48 32 16   16      
ПК  1.1 - ПК 1.5 Практика (концентрированная) 1617       539   322 756
  Всего: 2829 808 262 40 943 40 322 756

* таблица в полном размере доступна в версии для печати  

Наверх