ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ
ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ
1.1 Область применения программы.
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 180403 Судовождение, входящей в состав укрупненной группы специальностей 180000 Морская техника, базовой и углубленной подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД). Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.      Знание судовых нормативно-правовых документов, инструкций и обязанностей.
2.      Техническая эксплуатация средств судовождения, палубных механизмов и 
судовых систем. 
 
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области Судовождения и безопасности судоходства, при наличии среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования.  
 
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
Матрос должен:
знать:
- основные обязанности и права лиц судового экипажа согласно Уставу службы на судах морского флота, процедуры ухода с вахты, несения и передачи вахты, информацию, требуемую для несения безопасной вахты (Таблица А-II/4, А-II/5);
основные положения Устава о дисциплине работников морского транспорта;
- команды, подаваемые на руль и способы управления рулем (Таблица А-II/4);
- обязанности, связанные с ведением наблюдения, включая сообщения о приблизительном направлении на звуковой сигнал, огонь или другой объект в градусах или четвертях (Таблица А-II/4);
- содержание основных процедур по охране окружающей среды (Таблица А-II/1, А-II/4, А-II/5);
- назначение пиротехнических сигналов бедствия, спутниковых АРБ и транспондеров используемых при поиске и спасении;
- морские термины, термины и определения, употребляемые на судне, команды на английском языке при маневрировании судна и судовых работах;
- обязанности по борьбе за живучесть судна;
- расположение на судне аварийно-спасательного и противопожарного имущества и инвентаря, процедуры предотвращения пожаров и борьбы с пожарами на судах (Таблица А-II/1);
- обязанности согласно расписаниям по тревогам;
-  обязанности матроса пожарной части службы эксплуатации экипажа судна;
- обязанности вахтенного матроса, вахтенного матроса-рулевого, вахтенного матроса-наблюдателя, вахтенного матроса у трапа;
- правила техники безопасности при палубных работах;
- назначение грузового и швартовного устройств судна и правила их эксплуатации;
- конструктивное устройство судна, назначение и расположение помещений, водонепроницаемых переборок, систему судового набора, конструкцию палуб и переборок, наружной обшивки, дельных вещей, маркировку на дверях, люках горловинах и трубопроводах судовых систем;
- главные размерения судна, грузовые характеристики судна, мореходные качества, назначение грузовой марки;
- расположение по судну балластных танков, танков пресной воды, их мерительных и воздушных труб, мерительных труб грузовых помещений;
- расположение включателей-выключателей якорных огней, палубного освещения, судовых гудков, сигналов тревог;
- расположение бросательных концов, швартовных вьюшек, буксирных и запасных канатов, кранцев, приборочного инвентаря;
- маркировки лотлиня и смычек якорной цепи;
- значение плавучих знаков ограждения, сигналы о движении судов на рейдах и в гаванях, сигналы о штормовых предупреждениях;
- назначение навигационных приборов и мореходных инструментов, морских карт и пособий для плавания;
- влияние гидрометеорологических факторов погоды и климата на безопасность мореплавания, технику судовождения при отсутствии видимости (Таблица А-II/1);
- вид и назначение огней и знаков судов, используемые на них световые и звуковые сигналы согласно "Международным правилам предупреждения столкновения судов на море 1972 г." (МППСС-72);
методы подъема и спуска флагов и основных однофлаговых сигналов. (A, B, G, H, O, P, Q) (Таблица А-II/5);
- средства оказания первой помощи пострадавшим на судне;
- порядок размещения экипажа судна, распорядок его жизни и судовые правила;
выполнение инструкции по охране труда для матроса транспортного судна;
- знать швартовое оборудование и связанные с ним процедуры, включая:
-назначение шватротых и буксирных тросов и тог, каким образом каждый трос работает как часть всей системы;
- возможности, безопасную рабочую нагрузку, предельные нагрузки швартовного оборудования, включая швартовные тросы, синтетические и растительные тросы, лебедки, брашпили, шпили, кнехты, киповые планки и битинги;
- процедуры и порядок действий при креплении и отдаче швартовных и буксирных тросов;
- процедуры и порядок действий при использовании якорей в различных операциях;
- рабочее знание процедур и порядок действий при постановке на бочку или бочки (Таблица А-II/5);
- палубное оборудование, включая назначение и использование клапанов и насосов- талей, кранов, грузовых стрел и связанное с ними оборудование; назначение и использование лебедок, брашпелей, шпилей и  связанное с ними оборудование; крышки люков, водонепроницаемые двери, порты и связанное с ними оборудование; растительные, синтетические и стальные тросы, канаты и цепи, включая их устройство, использование, маркировку, уход и надлежащее хранение; способность использовать и  понимать основные сигналы для эксплуатации оборудования, включая лебедки, брашпили, краны и тали; эксплуатацию якорного устройства в различных условиях, таких как постановка на якорь, отрыв якоря от грунта, крепление по-походному и использование якоря в чрезвычайных ситуациях (Таблица А-II/5);
- рабочую и личную технику безопасности на судах, включая следующее: работу на высоте, за бортом судна,  в закрытых помещениях, систему разрешений на работу, с тросами, перенос тяжестей и предотвращение повреждений спины, безопасность при проведении работ, связанных с электричеством, безопасность при проведении работ, связанных с механизмами, химическими и биоопасными материалами, оборудование личной безопасности, средства индивидуальной защиты (Таблица А-II/5);
 
уметь:
понимать команды и общаться с лицом командного состава, несущим вахту, по вопросам, связанным с выполнением обязанностей по несению вахты (Таблица А-II/4);
- управлять рулем и выполнять команды, подаваемые на руль, включая команды подаваемы на английском языке (Таблица А-II/4);
- переходить с автоматического управления рулем на ручное и обратно, а также переходить на аварийное управление рулем (Таблица А-II/4);
- определять направление на звуковой сигнал, огонь или другой объект в градусах или четвертях;
- использовать внутрисудовую связь и системы аварийно-предупредительной сигнализации (Таблица А-II/4);
- выполнять основные процедуры по охране окружающей среды;
- предпринимать меры предосторожности для предотвращения эксплуатационного или аварийного загрязнения моря;
- нести ходовые вахты на мостике судна и стояночные вахты у трапа;
- пользоваться магнитным и гироскопическим компасами, брать пеленг, определять по приборам скорость и направление истинного ветра, температуру воздуха и воды, использовать информацию, получаемую от навигациионного оборудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты (Таблица А-II/1);
- определять осадку судна по маркировке на штевнях, измерять уровень воды в цистернах, уровень груза;
- вести визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой, осуществлять связь с помощью флажной и световой сигнализации, передавать и принимать световые сигналы бедствия СОС с помощью азбуки Морзе, указанные в Приложении IV к Международным правилам предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками и добавлении 1 к Международному своду сигналов, а также визуальные однобуквенные сигналы, также указанные в Международном своде сигналов, использовать пиротехнические средства  (Таблица А-II/1);
- выполнять малярные, такелажные и парусные работы;
- выпускать и выбирать забортный лаг и снимать его отсчеты, измерять глубину моря ручным лотом;
- использовать по назначению судовое аварийно-спасательное и противопожарное оборудование, имущество и инвентарь, обращаться со спасательными шлюпками, спасательными плотами и дежурными шлюпками, их спусковыми устройствами и приспособлениями, а также с их оборудованием, включая радиооборудование спасательных средств, спутниковые АРБ, поисковоспасательные транспондеры, гидрокостюмы и теплозащитные средства  (Таблица А-II/1);
- пользоваться судовыми спасательными средствами (шлюпки, плоты и т.д.) (Таблица А-II/1, A-II/5) ;
- выполнять якорно-швартовные работы;
- выполнять работы, связанные с судовыми грузовыми операциями;
- выполнять обязанности матроса пожарной части службы эксплуатации экипажа судна;
- держаться на воде, плавать и оказывать помощь утопающему;
- содействовать техническому обслуживанию и ремонту на судне (использовать покрасочные, смазочные и моющие материалы и оборудование, понимать и выполнять процедуры обычного технического обслуживания и ремонта, руководства по безопасности изготовителя оборудования и судовых инструкций, применять, обслуживать и использовать ручной механический инструмент и т.п.) (Таблица А-II/5);
содействовать безопасной эксплуатации палубного оборудования и механизмов (поднять и опустить боцманскую беседку, поднять и опустить, лоцманские трапы, подъемники, ишвартовные щиты и сходни, использовать свайку согласно хорошей морской практике, включая надлежащее использование узлов, сплесеней и стопоров, устройства доступа, люки и люковые крышки, рампы, бортовые/ носовые/ кормовые двери или подъемники, системы трубопроводов – приемные трубы трюмных насосов и балластной системы и колодцы, грузоподъемные краны и деррик-краны, лебедки) (Таблица А-II/5);
содействовать техническому обслуживанию и ремонту на судне (мение использовать краску, смазку и очищающие материалы и оборудование, способность понимать и выполнять процедуры текущего технического обслуживания и ремонта, знание методов подготовки поверхности, понимание руководств изготовителей по безопасности и судовых инструкций, знание безопасного удаления отходов, знание применения, технического обслуживания и использования ручных и электрических инструментов) (Таблица А-II/5).
 
должен иметь навыки:
- удержания судна на заданном курсе и его изменения по командам вахтенного помощника
 капитана или капитана;
- обнаружения звукового сигнала, огней, других объектов, определения направления на них в градусах или в четвертях и сообщения об этом лицу командного состава несущему вахту;
- применения средств и способов борьбы за живучесть судна, оказания первой медицинской помощи;
- работы в швартовых операциях на судне;
- работы в погрузочно-разгрузочных операциях на судне;
- выполнения плотницких и простейших столярных работ, в том числе на судовых деревообрабатывающих станках.
 
1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 810 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 216 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 144 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 72 часа;
максимальной нагрузки обучающегося во время практической подготовки – 594 часа, включая:
учебной практики – 216 часов;
производственной практики – 180 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 198 часов.
 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
 

Коды профессиональных компетенций

Наименование разделов профессионального модуля Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика 
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учебная, часов Производственная (по профилю специальности), часов
Всего, часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов в т.ч., курсовая работа (проект), часов Всего, часов в т.ч., курсовая работа (проект), часов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК4.1,   ПК 4.3. Раздел 1.  Судовые нормативно-правовые документы, инструкции и обязанности. 60 40     20      
ПК 4.2,  ПК 4.3. Раздел 2.  Техническая эксплуатация средств судовождения, палубных механизмов и судовых систем. 156 104 52   52      
ПК 4.1 - ПК 4.3 Практика (концентрированная) 594       198   216 180
Всего: 810 144 52 0 270 0 216 180

* таблица в полном размере доступна в версии для печати  

Наверх