Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова"

Описание профессии

  Судоводитель – одна из самых старейших, овеянных морской романтикой, профессий на морском флоте. Она стала классическим воплощением вековой мечты человека «ходить по морю».
     История подготовки морских специалистов, судоводителей, в нашей стране имеет богатое прошлое и, пожалуй, относится к началу XVIII века, когда в 1701 году Пётр I издал Указ об учреждении школы «Математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учения». В те времена всех, кто занимался мореплаванием, называли «навигаторами».
   Но не только история, а также и будущее мореплавания не представляются без этой профессии. С каждым годом стремительно развивается торговое мореплавание, а вместе с ним множится мощь морского флота. Морские суда исполины, оснащённые по последнему слову науки и техники, бороздят бескрайние просторы Мирового океана, растёт их количество и тоннаж. И этими морскими гигантами, с мощностью энергетической установки в десятки тысяч лошадиных сил управляют люди по профессии «судоводитель». Не случайно судоводитель, штурман, должен обладать такими качествами как: холодность рассудка, упругость мысли, цепкость памяти, проницательность интуиции и, кроме того, свободно владеть английским языком, быть грамотным образованным специалистом и культурным человеком
 Подготовку морских специалистов на судоводительском отделении осуществляют высококвалифицированные специалисты с многолетним опытом работы на флоте  и в сфере образования.
  Почти половина учебного времени отводится плавпрактикам,  которые проводятся на судах российских и иностранных судоходных компаний. После второй практики курсанты сдают квалификационный экзамен на получение свидетельства вахтенного  матроса международного образца, с правом занимать штатные должности в составе российских и интернациональных экипажей морских судов.
Область профессиональной деятельности:
Эксплуатация судов, обеспечение и контроль обеспечения безопасности плавания судов, предотвращение загрязнения окружающей среды, выполнение международного и национального законодательства в области водного транспорта, организация и управление движением водного транспорта, техническое обслуживание и ремонт судовых энергетических установок и механизмов.
Должен знать:
управление и эксплуатация суда;
планирование и осуществление перехода в точку назначения, определение местоположения судна;
маневрирование судном; обеспечение использования и технической эксплуатации технических средств судовождения и судовых систем связи;
обеспечение безопасности плавания;
применение средств по борьбе за живучесть судна;
организация и обеспечение действий подчиненных членов экипажа судна при авариях и при оставлении судна, использование спасательных шлюпок, спасательных плотов и иных спасательных средств;
обработка и размещение грузов;
планирование и обеспечение безопасной погрузки, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста:
уметь принимать решения в стандартных и в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий;
иметь развитое техническое мышление, пространственное воображение;
обладать физической выносливостью и эмоциональной устойчивостью, острым зрением и слухом, хорошо развитым глазомером, внимательностью и аккуратностью.
Медицинские противопоказания:
нервные и психические заболевания;
отсутствие или значительное ограничение движения обеих верхних конечностей, отсутствие нижней конечности выше голени;
гипертоническая болезнь, тяжелые формы хронических заболеваний легких с легочно-сердечной недостаточностью, тяжелые формы хронических заболеваний сердца;
глухота, нарушение цветоощущения типа дихромазии, тяжелые формы заболевания зрительного нервного аппарата.
Родственные профессии:
Боцман; Матрос; Помощник шкипера; Рулевой; Тальман; Шкипер
Сферы возможного трудоустройства:
Суда морского и внутреннего водного транспорта, суда рыбопромыслового и технического флотов, суда освоения шельфа и плавучие буровые установки, военные и пограничные корабли и суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; порты и предприятия водного транспорта; компании по закупкам и продажам судового оборудования.
 
Наверх