Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова"

рабочая программа производственной практики

 Паспорт рабочей программы
 
 1.1. Область применения рабочей программы
 
Рабочая программа «Производственной практики» – является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.02.03 «Судовождение»  в части освоения видов профессиональной деятельности:
1. Управление и эксплуатация судна.
2. Обеспечение безопасности плавания.
3. Обработка и размещение груза.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной подготовке работников в области судовождения и безопасности судоходства, при наличии среднего общего образования; при освоении ППССЗ СПО углубленной подготовки.
 
1.2. Цели и задачи программы – требования к результатам
освоения
Основной целью производственной практики является закрепление теоретических и практических знаний, полученных курсантами (студентами) при изучении дисциплин специальности, приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями к компетентности вахтенных помощников капитана согласно Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (ПДНВ-78) - таблицы А-II/1, А-II/4, А-II/5  
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями в ходе освоения программы «Производственная практика» обучающийся должен:
приобрести  практические навыки:
– аналитического и графического счисления;
– определения места судна визуальными способами, с использованием радионавигационных приборов и систем;
– предварительной проработки и планирования рейса судна и перехода сучетом
гидрометеорологических условий плавания, руководств для плавания и навигационных
пособий;
– использования и анализа информации о местоположении судна;
– навигационной эксплуатации и технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решения навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов;
– выполнения палубных работ;
– действий по тревогам;
– борьбы за живучесть судна;
– организации и выполнения указаний при оставлении судна;
– использования коллективных и индивидуальных спасательных средств;
– использования средств индивидуальной защиты;
– действий при оказании первой медицинской помощи;
– в проведении грузовых операций в соответствии с грузовыми планами или другими документами и установленными правилами, нормами безопасности, ин-струкциями по эксплуатации оборудования и судовыми ограничениями по размещению грузов;
 уметь:
– выполнять (дублировать) функции вахтенного помощника капитана;
– использовать радиолокационные станции (РЛС), системы автоматизированной
радиолокационной прокладки (САРП), автоматические информационные сис-темы (АИС) для обеспечения безопасности плавания, учитывать факторы и огра-ничения, влияющие на их работу, определять элементы движения целей, обнару-живать изменение курса и скорости других судов, имитировать маневр собствен-ного судна для безопасного расхождения с другими судами;
– эффективно и безопасно эксплуатировать оборудование Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) для приема и передачи различной информации, обеспечивающей безопасность плава-ния и коммерческую деятельность судна в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех;
– действовать при передаче или получении сигнала бедствия, срочности или безопасности;
– стоять на руле, вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей об-становкой, опознавать огни, знаки и звуковые сигналы при плавании на мелково-дье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разде-ления движения, с учетом влияния ветра и течения;
– владеть международным стандартным языком в объеме, необходимом для выполнения своих функциональных обязанностей;
– передавать и принимать информацию, в том числе с использованием визу-альных сигналов;
– эксплуатировать системы дистанционного управления судовой двигательной установки, рулевых и энергетических систем;
– действовать при посадке людей в спасательные средства;
– действовать при постановке судна на якорь и швартовные бочки, швартовке к причалу, к судну на якоре или на ходу;
– руководить грузовыми операциями в соответствии с грузовыми планами или другими документами и установленными правилами, нормами безопасности, ин-струкциями по эксплуатации оборудования и судовыми ограничениями по раз-мещению грузов;
– выполнять требования по безопасной перевозке опасных грузов;
– обрабатывать опасные, вредные и ядовитые грузы в соответствии с между-народными и национальными правилами;
– действовать при различных авариях;
– применять средства и системы пожаротушения;
– применять средства по борьбе с водой;
– пользоваться средствами подачи сигналов аварийно-предупредительной сигнализации в случае происшествия или угрозы происшествия;
– применять меры защиты и безопасности пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;
– производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов;
– запускать двигатель рабочей и спасательной шлюпок;
– управлять коллективными спасательными средствами;
– устранять последствия различных аварий;
– обеспечивать защищенность судна от актов незаконного вмешательства;
– предотвращать неразрешенный доступ на судно;
– оказывать первую медицинскую помощь, в том числе под руководством квалифицированных специалистов с применением средств связи;
– свободно читать навигационные карты;
– вести навигационную прокладку при воздействии на судно внешних факторов, определять место судна различными способами;
– определять поправки курсоуказателей и измерителей скорости судна;
– использовать и обслуживать технических средств судовождения;
– ориентироваться в опасностях и особенностях района плавания;
– производить корректуру карт, навигационных руководств и пособий для плавания;
– определять гидрометеорологические элементы в результате наблюдений;
– применять правила несения ходовой и стояночной вахты;
– использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для ведения судовой документации;
знать: 
– влияние работы движителей и других факторов на управляемость судна;
– порядок маневрирования при съемке и постановке судна на якорь, швартовных операциях;
– порядок маневрирования при плавании во льдах, буксировке судов, снятие судна с мели;
– физические и теоретические основы, принципы действия, и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов
и систем;
– принцип действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики системы ГМССБ;
– технику ведения радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движения; способы расхождения с судами с помощью радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки;
– систему управления рулевым приводом, эксплуатационные процедуры пере-хода с ручного на автоматическое управление и обратно;
– процедуры контроля судов в портах;
– роль человеческого фактора в процессе управления судном и его эксплуатации;
– ответственность за аварии;
– нормативно-правовые документы в области безопасности плавания и обес-печения транспортной безопасности;
– расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;
– организацию проведения тревог;
– порядок действий при авариях;
– мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне;
– виды и химическую природу пожара, виды средств и системы пожаротуше-ния на судне;
– особенности тушения пожаров в различных судовых помещениях;
– виды средств индивидуальной защиты;
– мероприятия по обеспечению непотопляемости судна;
– способы выживания на воде;
– виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение;
– устройства спуска и подъема спасательных средств;
– порядок действий при поиске и спасании;
– порядок действий при оказании первой медицинской помощи;
– комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды.
– назначение, классификацию и компоновку навигационных карт;
– судовую коллекцию карт и пособий, их корректуру и учет;
– определение направлений и расстояний на картах;
– условные знаки на навигационных картах;
– графическое счисление пути судна с учетом внешних факторов;
– способы определения места судна различными способами;
– мероприятия по обеспечению плавания судна в особых условиях;
– средства навигационного оборудования и ограждений;
– навигационные пособия и руководства для плавания;
– организацию штурманской службы на судах;
– устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах;
– свойства, транспортные характеристики основных видов грузов и правила их перевозки, погрузки, выгрузки и хранения;
– обеспечение сохранности грузов;
– особенности перевозки жидких грузов наливом;
– грузовые операции на танкерах;
– специальные правила перевозки грузов;
– правила безопасной обработки, размещения и крепления грузов, включая опасные, ядовитые и вредные грузы, и их влияние на безопасность человеческой жизни и судна.
 
1.3.  Количество часов на освоение программы производственной практики:
 
всего – 1944 часа, в том числе:
 - обязательная учебная нагрузка  – 1296 часов,
в том числе планируемые работы – 1274 часа;
 - самостоятельная работа обучающегося – 648 часов.
Наверх