ПМ.01 Управление и эксплуатация судна с правом эксплуатации судовых энергетических установок

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Управление и эксплуатация судна с правом эксплуатации судовых энергетических установок является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение углубленной подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности:

Управление и эксплуатация судна с правом эксплуатации судовых энергетических установок и соответствующих профессиональных компетенций (ПК), а также компетентностей, определенных МК  ПДНВ.

2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, а также компетентностями, определенными МК ПДНВ, обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:

  • аналитического и графического счисления;
  • определения места судна визуальными и астрономическими способами, с использованием радионавигационных приборов и систем;
  • предварительной проработки и планирования рейса судна и перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, руководств для плавания и навигационных пособий;
  • использования и анализа информации о местоположении судна;
  • навигационной эксплуатации и технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решения навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчёта поправок навигационных приборов;
  • определения поправки компаса;
  • постановки судна на якорь и съемки с якоря и швартовных бочек, проведения грузовых операций, пересадки людей, швартовных операций, буксировки судов и плавучих объектов, снятия судна с мели;
  • управления судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
  • выполнения палубных работ;
  • эксплуатации и обслуживания судовой энергетики и её управляющих систем;
  • эксплуатации и обслуживания судовых насосов и вспомогательного оборудования;
  • организации и технологии судоремонта; автоматического контроля и нормирования эксплуатационных показателей; эксплуатации судовой автоматики;
  • обеспечения работоспособности электрооборудования;
  • использования прогноза погоды и океанографических условий при плавании судна.

уметь:

  • определять координаты пунктов прихода, разность широт и разность долгот, дальность видимости ориентиров;
  • решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов;
  • свободно читать навигационные карты;
  • вести графическое счисление пути судна на карте с учетом поправки лага и циркуляции, дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения, вести простое и составное аналитическое счисление пути судна;
  • вести прокладку пути судна на карте с определением места визуальными способами и с помощью радиотехнических средств;
  • определять местоположение судна с помощью спутниковых навигационных систем;
  • ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях;
  • производить предварительную прокладку по маршруту перехода;
  • производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
  • рассчитывать элементы прилива с помощью таблиц приливов, составлять график прилива и решать связанные с ним штурманские задачи;
  • рассчитывать СКП счислимого и обсервованного места, строить на карте площадь вероятного места нахождения судна;
  • определять гидрометеорологические элементы в результате наблюдений;
  • составлять радиотелеграммы для передачи гидрометеоданных в центры сбора;
  • составлять краткосрочные прогнозы в результате анализа параметра наблюдений и их изменения; использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
  • применять правила несения ходовой и стояночной вахты, осуществлять контроль за выполнением установленных требований, норм и правил, поддержания судна в мореходном состоянии;
  • стоять на руле, вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать огни, знаки и звуковые сигналы;
  • владеть международным стандартным языком в объеме, необходимом для выполнения своих функциональных обязанностей;
  • передавать и принимать информацию, в том числе с использованием визуальных сигналов;
  • выполнять маневры, в том числе при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке.
  • эксплуатировать системы дистанционного управления судовой двигательной установки, рулевых и энергетических систем;
  • управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, при разделении движения, в зонах действия систем разделения движения;
  • учитывать влияние ветра и течения; выполнять процедуры постановки на якорь и швартовные бочки; швартовки судна к причалу, к судну на якоре или на ходу;
  • управлять радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи в зависимости от складывающейся навигационной и гидрометеорологической обстановки в соответствии с правилами эксплуатации, интерпретировать и обрабатывать информацию, отображаемую этими системами, контролировать исправность и точность систем, самостоятельно осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры по её техническому описанию;
  • осуществлять техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
  • расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
  • использовать РЛС, САРП, АИС для обеспечения безопасности плавания, учитывать факторы и ограничения, влияющие на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, имитировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами;
  • использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движения, параллельную индексацию;
  • эффективно и безопасно эксплуатировать оборудование ГМССБ для приема и передачи различной информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех; действовать при передаче или получении сигнала бедствия, срочности или безопасности;
  • выполнять требования по безопасной перевозке опасных грузов;
  • использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для ведения судовой документации;
  • обеспечивать безопасность членов экипажа судна и пассажиров при нормальных условиях эксплуатации и в аварийных ситуациях;
  • оценивать состояние аварийного судна; обслуживать судовые механические системы и их системы управления;
  • эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления;
  • эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления;
  • эксплуатировать насосы и их системы управления;
  • осуществлять контроль выполнения условий и проводить установленные функциональные мероприятия по поддержанию судна в мореходном состоянии;
  • эксплуатировать судовые главные энергетические установки, вспомогательные механизмы и системы и их системы управления;
  • вводить в эксплуатацию судовую силовую установку, оборудование и системы после ремонта и проведения рабочих испытаний;
  • использовать ручные инструменты, измерительное оборудование, токарные, сверлильные и фрезерные станки, сварочное оборудование для изготовления деталей и ремонта, выполняемого на судне;
  • использовать ручные инструменты и измерительное оборудование для разборки, технического обслуживания, ремонта и сборки судовой энергетической установки и другого судового оборудования;
  • использовать ручные инструменты, электрическое и электронное измерительное и испытательное оборудование для обнаружения неисправностей и технического обслуживания ремонтных операций;
  • производить разборку, осмотр, ремонт и сборку судовой силовой установки и другого судового оборудования;
  • квалифицированно осуществлять подбор инструмента и запасных частей для проведения ремонта судовой силовой установки, судового оборудования и систем;
  • вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы и процедуры несения машинной вахты;
  • пользоваться радиолокатором и САРП, расшифровывать и анализировать полученную информацию;
  • использовать небесные тела для определения местоположения судна;
  • определять местоположение судна с помощью: береговых ориентиров; средств навигационного ограждения, включая маяки, знаки, буи; счисления с учетом ветра, приливов, течений и предполагаемой скорости; определять местоположение судна с использованием радионавигационных средств;
  • пользоваться навигационными картами и пособиями, такими как лоции, таблицы приливов, извещения мореплавателям, навигационные предупреждения, передаваемые по радио, и информация о путях движения судов;
  • работать с эхолотами приборами и правильно использовать получаемую от них информацию; определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием средств мореходной астрономии и наземных ориентиров, и учитывать такие поправки;
  • использовать и расшифровывать информацию, получаемую от судовых метеорологических приборов, использовать имеющуюся метеорологическую информацию;
  • эксплуатировать ЭКНИС, толковать и анализировать получаемую информацию;
  • понимать метеорологическую информацию и сообщения относительно безопасности и эксплуатации судна, поддерживать связь с другими судами, береговыми станциями и центрами СДС;
  • использовать Международный свод сигналов;
  • использовать все системы внутренней судовой связи;
  • обеспечивать радиосвязь при авариях;

 

знать:

  • основные понятия и определения навигации;
  • назначение, классификацию и компоновку навигационных карт;
  • электронные навигационные карты;
  • судовую коллекцию карт и пособий, их корректуру и учет;
  • определение направлений и расстояний на картах;
  • выполнение предварительной прокладки пути судна на картах;
  • условные знаки на навигационных картах;
  • графическое и аналитическое счисление пути судна и оценку его точности;
  • методы и способы определения места судна визуальными способами с оценкой их точности, определение места судна при помощи радиотехнических средств с оценкой точности;
  • мероприятия по обеспечению плавания судна в особых условиях, выбор оптимального маршрута;
  • средства навигационного оборудования и ограждений;
  • навигационные пособия и руководства для плавания;
  • учет приливно-отливных течений в судовождении;
  • руководство для плавания в сложных условиях;
  • организацию штурманской службы на судах;
  • физические процессы, происходящие в атмосфере и мировом океане, устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах; влияние гидрометеоусловий на плавание судна, порядок передачи сообщений и систем записи гидрометеорологической информации;
  • маневренные характеристики судна;
  • влияние работы движителей и других факторов на управляемость судна;
  • маневрирование при съемке судна с якоря и постановке на якорь, к плавучим швартовым сооружениям;
  • швартовые операции;
  • плавание во льдах, буксировку судов, снятие судна с мели, влияние водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь;
  • технику ведения радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движения; способы расхождения с судами с помощью радиолокатора и средств автоматической радиолокационной прокладки;
  • физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого, судового радиолокатора, приёмников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, приемника автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, аппаратуры автоматизированной швартовки крупнотоннажных судов и систем интегрированного ходового мостика;
  • основы автоматизации управления движением судна, систему управления рулевым приводом, эксплуатационные процедуры перехода с ручного на автоматическое управление и обратно;
  • способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
  • основы теории двигателей внутреннего сгорания, электрических машин, паровых котлов, систем автоматического регулирования, управления и диагностики;
  • устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем, электрооборудования;
  • обязанности по эксплуатации и обслуживанию судовой энергетики и электрооборудования;
  • устройство и принцип действия судовых дизелей;
  • назначение, конструкцию судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств;
  • устройство и принцип действия электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации;
  • системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;
  • эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем;
  • порядок ввода в эксплуатацию судовой силовой установки, оборудования и систем после ремонта и проведения рабочих испытаний;
  • основные принципы несения безопасной машинной вахты;
  • типичные неисправности судовых энергетических установок;
  • содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972г. с поправками, принципы несения ходовой навигационной вахты, использование установленных путей движения судов в соответствии с общими положениями об установлении путей движения судов, использование информации, получаемой от  навигационного оборудования, технику судовождения при отсутствии видимости, использование системы передачи сообщений согласно Общим принципам систем судовых сообщений и процедурам СДС;
  • принципы управления личным составом на мостике, включая: распределение личного состава, возложение обязанностей и установление очередности использования ресурсов;
  • эффективную связь, уверенность и руководство, достижение и поддержание информированности о ситуации, учет опыта работы в составе команды;
  • принципы радиолокации и средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП), основные типы САРП, их характеристики отображения, эксплуатационные требования и опасность чрезмерного доверия САРП;
  • влияние водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь, влияние ветра и течения на управление судном, маневров и процедур при спасании человека за бортом, влияния эффекта проседания, влияния мелководья и т.п., надлежащих процедур постановки на якорь и швартовки;
  • системы управления рулем, эксплуатационные процедуры перехода с ручного управления на автоматическое и обратно, настройки органов управления для работы в оптимальном режиме;
  • способы передачи и приема световых сигналов бедствия СОС с помощью азбуки Морзе, указанные в Приложении IV к Международным правилам предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками и добавлении 1 к Международному своду сигналов, а также визуальные однобуквенные сигналы, также указанные в Международном своде сигналов;
  • характеристики различных систем погоды, порядка передачи сообщений и систем записи;
  • возможности и ограничения работы ЭКНИС, включая: глубокое понимание данных электронной навигационной карты (ЭНК), точности данных, правил представления, вариантов отображения и других форматов карт, опасности чрезмерного доверия, знание функций ЭКНИС, необходимых согласно действующим эксплуатационным требованиям;
  • содержание Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасению (РМАМПС);
  • меры предосторожности для защиты и безопасности пассажиров в аварийных ситуациях;
  • основные принципы конструкции и работы механических систем;
  • способы передачи и приема информации, используя подсистемы и оборудование ГМССБ.