Беломорско-Онежский филиал
ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота
имени адмирала С. О. Макарова"

Первому переходу Северного морского пути за одну навигацию исполняется 90 лет

1 октября 2022 г.

1 октября 2022 года исполняется 90 лет первому переходу Северного морского пути за одну навигацию

Утром 28 июля 1932 г. из Архангельска вышел ледокольный пароход «Сибиряков» (капитан - В.И. Воронин). Началась экспедиция Арктического института. Руководитель экспедиции - академик О.Ю. Шмидт, его заместитель по научной части - В.Ю. Визе. Задачей экспедиции было преодолеть Северный морской путь за одну навигацию.

Ледокольный пароход «Сибиряков»

Руководитель экспедиции академик О.Ю. Шмидт 

Заместитель руководителя экспедиции по научной части В.Ю. Визе 

Капитан ледокольного парохода «Сибиряков» В.И. Воронин

«Сибиряков» не был ледоколом, таким как «Ермак» или «Красин». Он уступал им как мощностью машин, так и прочностью корпуса. У него была всего одна паровая машина — порядка 2 тысяч лошадиных сил. Для сравнения: современное научно-экспедиционное судно «Академик Трешников» — 16,8 тыс. лошадиных сил. Ледокольный пароход «Сибиряков» был построен и спущен на воду в 1909 г. в Англии под названием «Bellaventure» («Беллавенчур»). Первый порт приписки - Сент-Джонс, Ньюфаундленд. В 1915 г. владелец судна, компания A.J. Harvey and Co. продала его Министерству торговли и промышленности России. В 1916 г. ледокольный пароход переименовали в «Александр Сибиряков», в честь известного золотопромышленника, мецената и исследователя Сибири и Арктики, одного из инициаторов освоения Северного морского пути Александра Михайловича Сибирякова. Команда любовно называла корабль «Саша».

Экспедиция имела очень мало данных о ледовой обстановке по маршруту перехода (то, что сейчас называется гидрометеорологическим обеспечением, отсутствовало). Судоводители имели мало опыта проводки судов во льдах.

3 августа «Сибиряков», пройдя через пролив Маточкин Шар, вошел в Карское море и достиг порта Диксон и простоял в порту до 11 августа в ожидании погрузки угля. Загрузив уголь, ледокольный пароход взял курс на Северную Землю и, проходя по совершенно чистой воде, обнаружил по пути остров Сидорова (название дано в честь военного гидрографа К.Е. Сидорова), положив тем самым начало открытию группы островов Арктического Института.

В два часа ночи 14 августа 1932 года ледокольный пароход подошел к острову Домашнему на встречу с зимовщиками Г.А. Ушаковым и Н.Н. Урванцевым, составлявшим карты архипелага Северная Земля. Перед отходом «Сибирякова» Г.А. Ушаков вручил О.Ю. Шмидту карту Северной Земли, которую накануне вычертил Николай Урванцев в меркаторской проекции, применяемой в морской навигации. Подойдя к архипелагу Северная Земля, участники экспедиции обнаружили, что пролив Вилькицкого забит тяжелыми льдами. А к северу — открытая вода. Так «Сибиряков» впервые в истории мореплавания обогнул архипелаг с севера. Второй обход архипелага не ледоколом состоялся лишь в 1995 г., спустя 63 года.

Вблизи Чаунской губы «Сибиряков» наткнулся на многолетние торосистые льды. Лишь к 10 сентября корабль пробился через торосы до острова Колючин. И здесь сломались все четыре лопасти винта. На ремонт потребовалось шесть дней. Судно продолжило плавание, но через два дня льдиной опять срезало отремонтированную лопасть винта, и она затонула. Это случилось 18 сентября, когда судно прошло 3500 миль, а до Берингова пролива оставалось около сотни. Вначале скорость дрейфа составляла около 0,6 мили в час. Мимо отвесных скал мыса Сердце-Камень пароход несло уже со скоростью около 5 миль в час. За трое суток «Сибиряков» продрейфовал 45 миль в сторону Берингова пролива. До мыса Дежнева оставалось еще 60 миль, когда скорость дрейфа стала уменьшаться, и с 21 сентября пароход потащило в обратную сторону.

Арктика грубо нарушила расчеты членов экспедиции, которые высчитали, что дрейфовать осталось четыре дня. Встали на якорь, но это помогло ненадолго - как только на цепь якоря навалилась более мощная льдина, судно стало дрейфовать со скоростью окружающего льда. 27 сентября атмосферное давление стало расти, подул северо-западный ветер, и вокруг судна стали образовываться разводья. Парусов на «Сибирякове» не было, но нашлись большие брезенты, служившие для прикрытия трюмных люков. Их натянули, и пароход пошел по разводьям со скоростью 0,5 узла.

«Сибиряков» под «парусами»

Погода переменилась 29 сентября, и пароход быстро потащило на юг. На следующий день исследователи увидели мыс Дежнева.

1 октября 1932 г. «Сибиряков» благополучно вышел на чистую ото льда морскую воду у северного прохода в Берингов пролив. Там его уже ждал вызванный по радио на помощь траулер «Уссуриец», который отбуксировал пароход в Петропавловск, а затем в Иокогаму, где пароход прошел ремонт.

Задача, поставленная перед экспедицией, была выполнена за 65 дней.

17 декабря 1932 г. Постановлением ЦИК СССР ледокольный пароход «Сибиряков» был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В этот же день вышло Постановление Совета Народных Комиссаров СССР об образовании Главсевморпути. С тех пор этот день отмечается как День открытия Северного морского пути. Первым начальником Главсевморпути был назначен Отто Юльевич Шмидт. Директором Всесоюзного Арктического научно-исследовательского института, который был подчинен Главсевморпути, стал Рудольф Лазаревич Самойлович, а его заместителем по научной части — Владимир Юльевич Визе.

Источник