Конференция по подготовке и дипломированию моряков

9 декабря 2022 г.


Конференция

7 декабря 2022 года в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге стартовала двухдневная Конференция по подготовке и дипломированию моряков.

Конференция инициирована по согласованию с Росморречфлотом старейшим транспортным вузом России, флагманом профобразования моряков как площадка для обсуждения практики реализации нового Положения о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденного приказом Минтранса России от 08.11.21 №378 и вступившего в силу 1 марта 2022 года. 

IMG_20221207_114701 IMG_20221207_144908

 DSC04055 DSC04013

 

В конференции принимают участие более 150 специалистов, представителей 50 организаций – Минтранса России, Федерального агентства морского и речного транспорта, Росрыболовства, Ространснадзора,  уполномоченных организаций Росморречфлота – ФГУП «Морсвязьспутник», ФАУ «Российский морской регистр судоходства», администраций морских портов, предприятий и организаций морского транспорта, судоходных и круинговых компаний, научных, проектных организаций и морских образовательных организаций.

 

FOV_2020

Открыл конференцию ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова профессор Сергей Барышников. С приветственным словом к собравшимся обратился заместитель Министра транспорта РФ Александр Пошивай, подчеркнув, что Положение о дипломировании моряков, первый опыт реализации которого будут обсуждать участники Конференции в «Макаровке», приобретает особую значимость и актуальность в свете новой Транспортной стратегии России до 2035 года. Стратегия отрасли определяется, в том числе, кадровым потенциалом. В этом году она позволила оперативно ответить на вызовы, связанные с введением международных санкций.

IMG_20221207_101946

FOV_2126 FOV_2149

В первый день мероприятия прозвучало много интересных докладов как от государственных регуляторов, так и от участников рынка по вопросам подготовки и повышения квалификации моряков с учетом актуальных российских и международных стандартов.

FOV_2271

В частности, Заместитель начальника Управления-начальник отдела профессионального образования, дипломирования и защиты информации Управления безопасности судоходства Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Назаров осветил основные новации Положения о дипломировании членов экипажей морских судов, введенного с 01 марта 2022 г. приказом Минтранса России от 08.11.21 №378. На многие вопросы сотрудников портовых инспекций, Ространснадзора, служб управления движением судов круингов и других сфер обеспечения деятельности морского транспорта в докладе и в ходе дискуссии ответил г-н Назаров.  В частности, впервые Положение допускает использование цифровых технологий при оформлении квалификационных документов. Представитель Росморречфлота подчеркнул, что новый документ теперь допускает, что квалификационные свидетельства и дипломы морякам могут выдаваться в электронной форме. Также г-н Назаров отметил, что теперь в диплом вносятся все должности по квалификационному документу, которые может занимать член экипажа судна, включая все нижестоящие должности с указанием ограничений по каждой должности, а именно — ограничения: по ношению очков, «только портовое плавание», «только прибрежное плавание», «только нерыбопромысловое судно», «только рыбопромысловое судно»,  «только не суда, использующие в качестве основной движущей силы силу ветра», «только не суда с паросиловой главной двигательной установкой»,  «только не суда, перевозящие грузы», «только несамоходные суда». Снятие ограничения осуществляется через прохождение подготовки в морских образовательных организациях, имеющих признание Минтранса России.

DSC04026

Постоянный представитель нашей страны при Международной морской организации (ИМО) Юрий Меленас рассказал о предстоящей проверке Российской Федерации экспертами Международной морской организации в рамках Системы проверки государств-членов ИМО (IMSAS), направленной на содействию последовательному и эффективному внедрению требований Конвенции и Кодекса ПДНВ. «Система проверки государств-членов ИМО является важным инструментом, который, с одной стороны, содействует на глобальном уровне повышению безопасности на море и защиты морской среды, с другой – направлен на оказание помощи государствам-членам ИМО в осуществлении ими своих функций государства флага, государства порта и прибрежного государства», – подчеркнул г-н Меленас. «Не далее как на прошлой неделе, на сессии Совета ИМО было утверждено пересмотренное расписание проверок, в соответствии с которым проверка Российской Федерации запланирована на 2024-й год (при этом конкретные даты проверки будут определены позднее по согласованию с самим государством). Министерство транспорта Российской Федерации уделяет серьезное внимание предстоящей проверке и заранее начало подготовку к ней. Одним из этапов подготовки стало проведение в текущем году внутренней проверки»,  отметил представитель России в ИМО.

FOV_2053

Проректор ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова Дмитрий Студеникин обозначил тренды ИМО по электронным дипломам морских специалистов. Российская Федерация возглавила Корреспондентскую группу экспертов Международной морской организации, которая в течение года прорабатывала вопросы и проблематику внедрения электронных документов для моряков, результатом работы могут быть поправки в Международную Конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты.

FOV_2087

О проводимой в настоящее время разработке сервиса по дипломированию моряков, который должен быть внедрен во всех администрациях морских портов страны рассказал директор Информационного центра государственного портового контроля  филиала ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Владимир Кузьмин. Докладчик осветил статистические сведения о количестве моряков, дипломирующихся в Российской Федерации, работе и совершенствовании национальных информационных систем, использующихся Морской Администрацией страны и АМП России.

FOV_2048

О взаимосвязи тренажерной подготовки курсантов и качества плавательной практики в преддверии полного пересмотра Конвенции ПДНВ 78 сообщил профессор кафедры навигации ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Владимир Логиновский. Как известно, последние крупные поправки в Конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты были внесены в 2010 г. в Маниле, внедрены в период с 2012 по 2017 гг. ИМО имеет практику пересмотра Конвенции каждые 15 лет, таким образом, следует ожидать существенные изменения уже к 2025 г. В настоящее время ряд делегаций в ИМО, в частности, Международная палата судоходства, представляющая интересы крупнейших судовладельцев и их национальных ассоциаций, инициирует поправки, которые будут обсуждаться в Лондоне уже в феврале 2023 г. на Подкомитете по стандартам подготовки и несения вахты.

Полный перечень докладчиков с тематикой докладов – в программе конференции

FOV_2366

Результаты второго дня конференции в «Макаровке» по подготовке и дипломированию моряков  

FOV_2598

8 декабря 2022 года в Санкт-Петербурге в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова  — второй день Конференции по подготовке и дипломированию моряков.

 FOV_2545 DSC03914

С большим интересом собравшиеся ознакомились с докладами Директора Дальневосточного морского тренажерного центра Сергея Затепякина об особенностях тренажерной подготовки на Дальнем Востоке России, проректора по развитию образовательного комплекса и взаимодействию с учебно-методическими объединениями ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Елены Лаврентьевой о взаимодействии образовательных и профессиональных стандартов в подготовке моряков, президента Ассоциации компаний по подбору, обучению, найму и трудоустройству моряков Олега Шаботина о взгляде круинга на адекватность отечественной системы подготовки моряков запросам отрасли, возможностях трудоустройства моряков в текущих условиях первого заместителя председателя Российского профессионального союза моряков Игоря Ковальчука.

FOV_2522

Представитель ФАУ «Российский морской регистр судоходства»  Сергей Василевский выступил с предложением проведения нового вида добровольного освидетельствования типов тренажеров и отдельных учебных курсов подготовки моряков для морских образовательных организаций и учебно-тренажерных центров в условиях ухода с российского рынка ряда классификационных обществ-членов МАКО. Конвенция ПДНВ предусматривает, что в случае применения тренажеров для привития практических навыков, указанных в таблицах компетентности Кодекса ПДНВ, должны применяться тренажеры одобренного типа. В то же время, приказом Минтранса России от 10.02.10 г. предусмотрено освидетельствование только тренажеров по использованию судовых РЛС, САРП, ЭКНИС, а также ГМССБ и СУДС. Таким образом, применение тренажеров, моделирующих эксплуатацию судовых энергетических систем, систем автоматики, грузобалластных систем и других не подлежат в России обязательному одобрению типа. Регистр выступил с инициативой предложить такие сервисы для разработчиков тренажеров и образовательных организаций, использующих тренажеры в учебном процессе.

FOV_2733

В докладе «Управление ситуаций. Содержание. Методические рекомендации по обучению» директор Института «Морская академия» ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Владимир Соколов представил комплексный подход к рассмотрению управления ситуацией как главной задаче судоводителя, подчеркнув необходимость четкого определения понятия ситуации и целей судоводителя при управлении ею, раскрыв содержание и последовательность действий судоводителя  по управлению ситуацией для обеспечения главной цели – обеспечения безопасности груза, пассажиров и экипажа.

FOV_2885

Заместитель заведующего отделением Колледжа ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Екимов в докладе «Технология 20/80 при организации профессиональной тренажерной подготовки операторов ГМССБ» разъяснил, что технология обучения – это не только организация образовательного процесса в учебном заведении, состоящего из 20% теоретического материала и 80% практических упражнений на тренажере. Работа с лекционным материалом в Колледже ГУМРФ по программам ГМССБ осуществляется на основе авторских рабочих тетрадей, его закрепление – в интерактивных уроках адаптивной платформы отечественной разработки и в системе дистанционного обучения университета «Фарватер». Практические упражнения, организованные в формате интенсивов, включают деловые игры и вовлекают обучающихся в процессы аварийной и коммерческой связи, создавая ситуации ошибок и поиска решения.

 

FOV_2748

1670514933591

 

Директор Института ДПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Айзинов выступил с предложением применить практику ряда Морских Администраций и использовать комплексную тренажерную подготовку курсантов-судоводителей и судомехаников на полномасштабных интегрированных навигационных тренажерах  и тренажерах судовой энергетической установки в качестве эквивалента части стажа работы на судне. Докладчик отметил, что в условиях ограниченных возможностей учебных заведений обеспечить требуемый Конвенцией ПДНВ стаж работы на судне в рамках основных образовательных программ, прохождение интенсивной подготовки на интегрированных «Мостик-машина» тренажерных комплексах класса А (по системе классификации DNV) может дать курсантам выпускного курса,  которым не хватает стажа работы на судне, знания и практические навыки организации вахты, взаимодействия в команде, лидерства, действий в аварийных ситуаций, которые требуются таблицами компетентности Кодекса ПДНВ. «Мы должны использовать наилучшие практики, в том числе, уже использующиеся в других странах, а также современные технологии и методики обучения для повышения эффективности подготовки курсантов плавательных специальностей, — подчеркнул С. Айзинов. Предложено провести эксперимент в четырех вузах Росморречфлота и Росрыболовства и, в случае положительного результата, предложить Минтрансу России внести соответствующие поправки в Положение о дипломировании членов экипажей морских судов.

FOV_2896

FOV_2915

Завершил мероприятие совместный доклад о потенциале применения решений на основе аналитики и искусственного интеллекта в рамках навигационного тренажера в лице директора по развитию ООО «Эволюция Морских Цифровых Технологи» Владимира Пономарева и менеджера продукта Глеба Михайлова. Представители компании подчеркнули ценность данных мониторинга судов флота и телеметрии бортовых систем для повышения качества и реалистичности сценариев тренажерного обучения, а также потенциальную роль систем на основе искусственного интеллекта как средства оптимизации работы инструкторов тренажеров.

1670514889920

Каждое выступление вызвало живую дискуссию, модераторами которой выступили ведущие конференции – проректор по конвенционной подготовке и обеспечению плавательной практикой ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Александр Горобцов и советник Директора Института ДПО ГУМРФ, профессор Александр Яловенко. В заключительном обращении ведущие поблагодарили всех докладчиков и участников конференции за открытый продуктивный диалог, обмен опытом и мнениями о тенденциях, проблемах и перспективах подготовки квалифицированных кадров для морской отрасли.

1670514902630

FOV_2545

FOV_2827  FOV_2829

FOV_2864

По итогам мероприятия программный комитет конференции сформулирует резолюцию, а которую будут включены предложения участников конференции по совершенствованию российской системы подготовки и дипломирования моряков. Документ будет размещен в разделе Конференции Морского учебно-тренажерного центра ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.

Источник 1

Источник 2