Морские порты РФ: итоги-2022, планы-2023

8 января 2023 г.

Важным результатом работы в минувшем 2022 году в сфере ответственности Федерального агентства морского и речного транспорта стало восстановление объемов перевалки грузов в морских портах на допандемийном уровне 2019 года - порядка 840 млн тонн.

В части строительства инфраструктуры, в неблагоприятных внешнеэкономических санкционных условиях удалось не допустить заморозки проектов развития и продолжить реализацию строительства всех ключевых инфраструктурных объектов. По ряду проектов имеет место смещение по срокам, связанное с задержками в поставках оборудования, нарушением обязательств по проведению пуско-наладочных работ, а также из-за вынужденной корректировки проектной документации для замены оборудования.
Прирост производственных мощностей морских портов РФ по итогам 2022 года составил 36,64 млн тонн, что стало возможным благодаря успешной реализации:
- Строительства специализированного угольного терминала «Порт Вера» в районе мыса Открытый (Приморский край) мощностью 4,55 млн тон;
- Строительства инфраструктуры морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае мощностью 5,43 млн тонн;
- Строительства морского терминала в районе КС «Портовая» в морском порту Высоцк мощностью 1,66 млн тонн;
- Ввода в эксплуатацию Таманского терминала навалочных грузов в морском порту Тамань мощностью 25 млн тонн.
В 2023 году этот результат по вводу мощностей морских портов должен быть превзойден. Так, в наступившем году запланировано введение мощностей в рамках четырех крупных проектов: терминала СПГ в Мурманской области мощностью 10,4 млн тонн, угольного терминала Суходол в Приморском крае мощностью 12 млн тонн, универсального портового терминала в Усть-Луге – 8 млн тонн, также по проекту перегрузочного терминала СПГ в бухте Бечевинская планируется на 1 этапе за счет установки плавучего хранилища газа обеспечить перевалку в размере около 11 млн тонн.
Успешно обеспечивается переориентация грузопотоков из Северо-Западного бассейна в восточном направлении (перевалка контейнерных грузов в портах Дальнего Востока за 11 месяцев 2022 года увеличилась на 8,3%).
По воднотранспортному треку связанности территорий РФ удалось обеспечить снабжение Калининградской области в условиях грузовых ограничений, установленных со стороны недружественных стран (количество судов, работающих для снабжения Калининграда, увеличено с 3 по состоянию на март 2022 года до 18 единиц на конец 2022 г.).
В кратчайшие сроки возобновлена работа Керченской паромной переправы, по которой в период с 9 октября 2022 г. по 4 января 2023 г. через Керченский пролив в обе стороны перевезено в общей сложности почти 58 тыс пассажиров, свыше 42 тыс единиц грузового автотранспорта и около 5 тыс железнодорожных вагонов. Паромами, работающими на линии, совокупно выполнено порядка 1 400 рейсов.
Также было организовано эффективное паромное сообщение между морскими портами Российской Федерации и Турецкой Республики.
Ритмично продолжается плановое строительство технического флота для внутренних водных путей и обеспечивающего флота для морских акваторий.
В соответствии с действующими планами обновления обслуживающего флота, построено и передано бассейновым администрациям 16 судов, в том числе, 4 обстановочных теплохода проекта 3052; 6 промерных судов проекта 3330; 2 несамоходных земснаряда проекта № 4395 и 4 промерных судна проекта RDB 66.62.
В части обеспечивающего флота завершено строительство 6 морских судов, в том числе: 1 грузопассажирского судна проекта NE-020.2; 1 гидрографического судна проекта Е35.Г; 2 лоцмейстерских судов проекта BLV03; 1 железнодорожного парома проекта CNF19M «Генерал Черняховский» (систершипа построенного в конце 2021 г. парома «Маршал Рокоссовский») и 1 противопожарного буксира-спасателя проекта NE011).

Источник