В минувшем 2022 году Росморречфлот обеспечил запланированное улучшение качественных параметров внутренних водных путей России на отдельных лимитирующих участках.
Так, протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов была увеличена на 240,7 км, оборудованных средствами навигационной обстановки на 697,6 км, с круглосуточным движением судов на 1063,6 км.
В результате, общая протяженность внутренних водных путей РФ в навигацию 2022 года составила 101, 59 тыс.км, из которых
с гарантированными габаритами – 50,68 тыс. км, что представляет увеличение на 0,5% по отношению к предыдущему году.
Выполненные в навигацию 2022 г. путевые и навигационно-гидрографические работы позволили обеспечить безопасное судоходство. Объем дноуглубительных работ выполнен на 100 %, составив 22,90 млн м3. Дноуглубительные работы проводились 97 земснарядами на 622 участках общей протяженностью более 1000 км.
Всего на внутренних водных путях Российской Федерации имеется
741 судоходное гидротехническое сооружени. СГТС предназначены для пропуска судов, обеспечения проектных навигационных уровней, инженерной зашиты территорий, санитарного обводнения рек г. Москвы.
В состав гидротехнических сооружений входят 108 судоходных шлюзов, Красноярский судоподъемник, 11 гидроэлектростанций, 8 насосных станций, напорные дамбы и плотины, судоходные каналы и другие сооружения.
Из них 332 сооружения являются потенциально-опасными и критически важными объектами, подлежащими декларированию безопасности.
Число СГТС с нормальным уровнем безопасности увеличилось на 3,3% (11 сооружений), с пониженным уровнем безопасности увеличилось на 3% (10 сооружений) с неудовлетворительным уровнем безопасности на 0,3% (1 сооружение), сооружения с опасным уровнем безопасности остались на уровне прошлого года 0,3 % (1 сооружение).
Одно сооружение (ФБУ «Администрация «Беломорканал» плотина № 23 гидроузла № 11) сохранило опасный уровень безопасности. Для повышения уровня безопасности данного сооружения в 2022 году заключен государственный контракт на его реконструкцию. Срок окончания выполнения работ – 2024 год.
В минувшем году строительно-монтажные работы по капитальному ремонту велись на 31 объектах инфраструктуры внутренних водных путей и на 104 судах технического флота.
По предварительной оценке, в навигацию-2022 перевезено 117,2 млн. тонн грузов, что превышает результат 2021 года на на 6,4%.
Анализ грузопотоков показывает, что в этом году значительно усилился грузопоток угля, зерна, комбикорма и строительных материалов.
В тоже время снизились объемы перевозки нефтепродуктов, металлов, серы, удобрения и лесных грузов в судах.
Значительное снижение объемов перевозок связано с введенными санкциями.
В Амурском бассейне отмечается резкое падение перевозки грузов, которое связанно с введением в этом году запрета на вывоз необработанного леса, уменьшением перевозок нерудно строительных материалов связи с окончанием строительства мостового перехода в КНР и прилагающих дорог.
Внутренние водные пути в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях обеспечивают потребности экономики и населения в 19 субъектах РФ, а также социально важные перевозки.
В прошедшую навигацию объемы отправки грузов на Крайний Север составили 17,6 млн. тонн, что представляет увеличение 4,1 % к уровню 2021 года, в том числе каменного угля на 6,8% нефтепродуктов на 5,8 %.
Перевозки жизненно важных грузов в навигацию 2022 года по заданиям субъектов РФ осуществлялись по внутренним водным путям Обь-Иртышского, Енисейского, Ленского, Амурского бассейнов.
Запланированный объем северного завоза жизненно важных грузов по госзаказу с учетом корректировки субъектов РФ составлял 1538,4 тыс. тонн. Фактически потребителям доставлено 1543,6 тыс. тонн грузов (100,3% от плана). Северный завоз выполнен в полном объеме.
Прогнозируемый грузооборот по сравнению с прошлым годом снизится на 2,8% и составит 68,6 млрд. т-км.
Снижение показателя связано с изменением логистических маршрутов ввиду санкционной политики ряда недружественных стран.
В секторе пассажирских перевозок по сравнению с прошлым годом рост составил 5,3% (9,06 млн. чел.).
Отмечено увеличение объема туристских пассажирских перевозок на 36 %. Это связано с применением туристического кэшбека, что позволило увеличить загрузку круизных судов. Так же наблюдается рост на 33,6 % экскурсионно-прогулочных маршрутов, в связи с введенными санкциями для выездного туризма и благоприятными метеорологическими условиями, которые позволили привлечь отдыхающих на речные прогулки.
В дальнейшем так же прогнозируется увеличение пассажиропотоков на данных маршрутах в связи с повышенным интересом к внутреннему туризму.
Начиная с наступившего 2023 года перед внутренним водным транспортом страны поставлены новые задачи по реализации Транспортной стратегии до 2030 г., в которой определены конкретные мероприятия и сроки их выполнения, а также целевые показатели.
Так, в 2023 году объем перевозок грузов по плану должен вырасти до 118,8 млн. тонн, объем перевозок пассажиров – до 10,9 млн. чел.
Предусмотрено увеличение пропускной способности опорной сети внутренних водных путей на 10 млн. тонн нарастающим итогом.
Для реализации данных показателей предусматривается увеличить протяженность внутренних водных путей:
- с гарантированными габаритами судовых ходов на 343 км;
- оборудованных средствами навигационной обстановкой на 926 км;
- с круглосуточным движением судов на 761 км.
Данные меры позволят увеличить эффективность работы транспортного флота за счет сокращения рейсооборота, а на отдельных участках увеличить загрузку судов, обеспечить безопасные подходы к портам и причалам общего пользования.
В 2023 г. с целью оптимизации средств федерального бюджета, а также наиболее полного удовлетворения в потребности перевозок пассажиров и грузов, повышения безопасности судоходства предусматриваются следующие изменения в составе внутренних водных путей:
- в Минтранс России направлены предложения по исключению из Перечня внутренних водных путей федерального значения 61 участка общей протяженностью 1499 км, по которым в последние годы не осуществляется судоходство, и перевозка внутренним водным транспортом не прогнозируется
(в основном эти пути содержались по 7 категории: без гарантированных габаритов судовых ходов и без средств навигационной обстановки).
- направлены предложения по включению в Перечень судоходных участков рек Анадырь и Канчалан Чукотского автономного округа, протяженностью 717 км.
- подготовлены для направления в Минтранс предложения по включению в Перечень 26 участков общей протяженностью 466,5 км, по которым в настоящее время осуществляется перевозка пассажиров на социально-значимых маршрутах, а также на участках, востребованных для перевозки грузов.
В 2023 г. продолжится хорошо себя зарекомендовавшая практика софинансирования 7 субъектами РФ содержания отдельных участков ВВП, наиболее значимых для регионов. Протяженность таких участков составляет более 3 000 км.
С целью обеспечения безопасной работы гидротехнических сооружений, предусматривается более 20% финансовых средств на содержание СГТС направить на проведение их капитального ремонта. Так, в 2023 году запланировано проведение капитального ремонта на 38 объектах инфраструктуры внутренних водных путей, а также на 65 судах технического флота.
Важнейшей отраслевой задачей останется устранение лимитирующих участков на р. Волга и р. Дон
В целях устранения лимитирующего участка на р. Волга от Городецкого гидроузла до г. Нижний Новгород генподрядчиком
АО «Монолитное строительное управление-1» реализуются мероприятия по одновременному проектированию и строительству объекта капстроительства – Реконструкция судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза, и создание судоходного канала от г. Городец до г. Нижний Новгород. В результате реализации проекта пропускная способность участка увеличится на 16,6 млн. тонн. Для круизных пассажирских судов будут устранены риск остановки навигации в маловодные годы и необходимость делать регулируемые попуски с Рыбинского водохранилища.
На реке Дон продолжается реализация проекта строительства Багаевского гидроузла, который должен быть введен в 2024 году и обеспечить дополнительную пропускную способность на нижнем участке Дона 19 млн. тонн.
Источник