Беломорско-Онежский филиал
ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота
имени адмирала С. О. Макарова"

Леонид Ещеркин: «Мы не герои, а моряки, которые с честью выполнили свою работу»

24 ноября 2025 г.

Выпускники судоводительского отделения Петрозаводского Речного командного училища (Беломорско-Онежского филиала ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макакова») совершили Подвиг: 

-Ещеркин Леонид 1993 г.в , классный руководитель Дорохов Леонид Яковлевич 

-Пасечник Алексей 2008 г.в. Классный руководитель Дорохов Леонид Яковлевич 

-Павлов Алексей 2015 г.в. 

Алексей Павлов (боцман), Алексей Пасечник (старший помощник капитана), Сергей Пика (старший механик).

В начале октября сухогруз «Камилла» с российским экипажем совершал очередной рейс из польского порта Гданьск в Выборг. В нашем городе моряки бывают примерно раз в 8 дней. Отправляясь по привычному маршруту, члены команды, конечно, не предполагали, что им придётся выступить в роли спасателей.

 

В тот день, 4 октября, погода на Балтике не радовала. Ветер достигал 13 метров в секунду, высокая волна (до 4 метров), надвигался шторм.

 

– Любое море коварное, Балтийское не исключение, – комментирует капитан «Камиллы» Леонид ЕЩЕРКИН. – Тем более, в октябре – сезон ветров, к тому же волнение с Балтики собирается именно в этой точке, в районе Вентспилса. Мы с трудом услышали сигнал Mayday (международный сигнал бедствия в радиотелефонной связи, всё равно, что SOS в радиотелеграфии – С.К.). УКВ-передатчик на частной яхте «София», следовавшей из Балтийска в Кронштадт, был, хотя и допущенный официально, но маломощный, портативный. Высокие волны сказывались на качестве связи. Потому сигнал не смогли принять в береговой службе Латвии. Если бы мы прошли несколькими милями дальше, вероятно, тоже не услышали бы призыв о помощи.

 

На «Софии» находились три человека. Все, включая капитана Вениамина МЕНЬКОВА, довольно опытные мореходы. Потому всё просчитали и были уверены, что успеют миновать непростой участок до наступления шторма, однако вмешались обстоятельства. Встал основной двигатель, пока механик пытался его реанимировать, шли на вспомогательном движке и парусах. Но ненастье внесло свои коррективы. Ветер изодрал в клочья вспомогательный парус, судно заливало водой, пытались удержаться в управляемом дрейфе с помощью плавучего якоря, но оборвало и его. Дрейф стал неуправляемым. У одного из членов экипажа возникло нарушение пространственной ориентации. Ситуация перешла в разряд чрезвычайных.

 

– Приняли сигнал бедствия, изменили курс. Нужно было торопиться, ведь примерно через час наступала темнота. Вопроса спасать или не спасать, даже не возникало. Это не пьеса Шекспира, «быть или не быть?» В море свои законы, своя этика, – говорит Леонид Ещеркин. – Яхту белого цвета было сложно заметить в бушующем море. Но мы их увидели, подошли, прикрыли своим бортом от ветра и волн. Выстрелили из линемёта с поправкой на ветер. Попытка оказалась удачной, с первого раза попали, подтянули яхту.

 

Для справки: линемёт – ручное метательное устройство, предназначенное для заброски линя с одного плавсредства на другое на расстояние 300—350 метров. С помощью заброшенного линя может быть заведён швартов или буксировочный трос. Аварийный линеметатель,  как правило, состоит из пистолета, патрона, ракеты и, собственно, линя, упакованного в ящик.

 

Сама спасательная операция заняла минимум времени. Следует учесть, что моряки – не профессиональные спасатели. Правда, у них проводились тренировки по сценарию «Человек за бортом», но, во-первых, ситуация не совсем соответствовала легенде, используемой на учениях. Во-вторых, ни одно занятие не может предусмотреть все обстоятельства, складывающиеся в конкретную минуту.

«Камилла» закрыла «Софию» своим бортом от ветра и волн.

 

– Палубная команда сработала чётко, профессионально, слаженность действий была исключительная, – не жалеет добрых слов для своих коллег капитан. – Пришлось непросто. Мы прикрыли яхту бортом к волне, при бортовой качке винт теплохода выныривал из воды, что грозило потерей управления. Старший механик Сергей ПИКА по команде перешёл на питание судна от генераторов. В обычных условиях это дежурная операция, но при шторме её может выполнить только опытный специалист.

 

Также отличились старший помощник Алексей ПАСЕЧНИК, боцман Алексей ПАВЛОВ, старший матрос Семён АНДРОНИК. Всего в экипаж «Камиллы» входят девять человек, все – из разных регионов России. Например, Пасечник, как и капитан сухогруза, живёт в столице Карелии Петрозаводске, Андроник – в Ростовской области, Пика – в Севастополе, Павлов – из карельского Пудожа.

 

Мачта яхты от ветра кренилась почти до палубы «Камиллы», действовать приходилось осторожно, но и мешкать не следовало. Команда «Софии» перешла на борт сухогруза. Перед тем капитан яхты перекрыл подачу топлива во избежание его разлива. Обрубили концы, и «София» отправилась дрейфовать по водам Балтийского моря, в итоге прибившись к латвийским берегам. Судно, согласно российскому Кодексу торгового мореплавания и международному морскому праву, стало законной добычей прибалтийской республики. Да и Бог с ней, с яхтой. Главное, что все живы и здоровы.

 

– Как только спасённые нами моряки оказались на твёрдой палубе, и самочувствие, и настроение у них улучшились, – улыбается Леонид Ещеркин. – Вся операция заняла не более получаса В 16.55 по Москве приняли сигнал, в 17.29 все уже были на борту сухогруза. Менее чем через двое суток мы уже пришли в Выборг. В порту удивились, сказали, что такого случая доставки спасённых, у них ещё не было. Не считаю, что мы совершили героический поступок, просто профессионально выполнили свою работу. Подобное происшествие в моей практике (в море с 1993 года, капитанский стаж более 20 лет) первое и, честно говоря, не хотелось бы повторения. Не уверен, что так же здорово получилось бы во второй раз.

 

Спасение спасением, но пассажирам, как их оформили согласно судовой роли, нужно было пройти пограничные и таможенные формальности. За их оперативное решение капитан «Камиллы» благодарен сотрудникам агентской компании «Касл» Александру МИКРЮКОВУ и Родиону УЛАНОВУ. Уже через несколько часов команда яхты «София» прибыла домой, в Санкт-Петербург. На обратном пути, из Выборга в Польшу, экипаж «Камиллы» за спасение людей поблагодарила береговая охрана Латвии. К сожалению, отношения между Россией и Латвийской республикой сейчас не лучшие, но, как уже говорилось, в море у моряков свои законы и нормы отношений. Политика здесь ни при чём.

Фото

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.